|
|
Современная классика
Николай Малинин
фото Юрия Пальмина
Бунт левшинских стрельцов, или Дом ниоткуда
VII-MMIII - 03.06.2003

В сущности дом «А-Б» – это летательный аппарат
для любования храмом Христа Спасителя
Аргумент типа «на жилье не похоже» на ЭКОСах часто используется в качестве
ключевого обвинения, но это все равно что сказать владельцу «порша»: «Что-то ваша
тачка на мой «жигуль» не похожа». В конце концов, на рынке сегодня сотни
вариантов фасадов, и если кому-то не хочется жить в доме, похожем на офис,
он найдет себе курятник с нужным количеством балконов.


Авторам так нравится их фантастический фасад,
что они дают возможность рассмотреть его даже
из-под козырька входа
Но кроме того, что дом не похож на жилой, он вообще возмутительно не похож
ни на что из того, что есть сегодня в московской архитектуре. А в ней, по сути,
два источника формообразования: призма и цилиндр. Ну, еще их комбинация.
Призма хоть и наиболее естественна, но наименее интересна. Хотя бы потому, что
всякий параллелепипед отсылает к той советской архитектуре, которая скомпрометировала и профессию, и ее носителя, –
к хрущобам, стекляшкам и прочим разновидностям коробок. Цилиндрическая же форма – ее противоположность
(а кроме того, явная ссылка на то лучшее, что у нас было – конструктивизм). И вот
они друг с другом борются, а лучше всего получаются именно их комбинации –
именно потому, что тут естественность сходится с жестом в равных пропорциях.


В интерьере дома АБ впадает в явное ар деко
Здесь же нечто гораздо более хитроумное, не поддающееся разложению
на простые геометрические фигуры. Можно, конечно, слукавить и найти в
здании классические мотивы. Очевидны, например, симметрия, четкое тектоническое построение (мощный низ и легкий
верх), трехчастность: стилобат с колоннами, середина и два этажа прозрачных
пентхаузов. Есть и некий намек на усадебность: два разлетающихся флигеля
и козырек в роли ограды. Наконец, расширяющиеся наверху объемы этих
«флигелей» вкупе с раструбами металлоконструкций и будущей растительностью
в них намекают на коринфскую капитель. Каковая тема продолжена в интерьере:
стену лобби украшают квадраты с графикой, иллюстрирующей эволюции
капители...
Но счесть это постмодернистской иронией не получается: и тонка она
слишком, и адресат невнятен, и смысл ее как-то не вербализуется. Скорее уж это
такой глобальный стеб. Но когда произносишь словосочетание «стеб монументальный», в голову лезет всякое церетели.
То есть то, что прикидывается красотой и что все-таки понятно. Но хотя наш дом
вполне скульптурен, это явно не тот розлив. И если отрицание предыдущего
периода для всякого искусства нормально, то такого, чтоб отрицалось вообще все,
новейшая московская архитектура еще не знала.
Здание, как мы выяснили, противостоит всему: месту, функции,
времени. То есть, дом фактически ниоткуда. Но так не бывает. И тут самое
время обратиться к авторам. На самом деле архитектурное бюро «А-Б» называется «Арт-Бля». Именно под этим именем
вот уже 15 лет они являются частью русского хэнд-мэйд-поп-арта. И чего они
только ни вытворяли. Водружали над Пресней развеселые грибы небоскребов,
перебрасывали через Москву-реку мост виртуалов, собирали башни из щепок,
запускали в дом ублюдков, занимались прикладной ихтиологией, превращали
Ленина в сфинкса, фотографировали свои попы у Киевского вокзала, присобачивали
Красноярскому музею глаза, ваяли стулья, инсталляции, делали журнал
«Птюч», строили модернистские избы, забойные интерьеры и такие вполне
серьезные объекты, как торговый центр «Домино» на Ленинском проспекте или
здание «Сибнефти». Из одного этого перечисления ясно, что это единственное
в Москве архитектурное бюро, которое живет своей жизнью, абсолютно не
заботясь о месте в общем строю.
<<вернуться далее>>
|
 |
|