|
|
Современная классика
Николай Малинин
фото Юрия Пальмина
Бунт левшинских стрельцов, или Дом ниоткуда
VII-MMIII - 03.06.2003



Вид бассейна
От команды с таким названием следовало ожидать чего-нибудь подобного.
И хотя, выйдя на деловой простор, они урезали имя до «А-Б», но суть свою сберегли в неприкосновенности. Суть же, на мой
взгляд, это то, чем занимается Михаил Лабазов в детской студии «ДЭЗ №5».
Что такое «детская художественная студия»? Это когда несостоявшийся
малевич учит ребенка быть васнецовым. Умиление пополам с зевотой. У Лабазова
же дети не из пластилина лепят, а из железа варят, и не каких-нибудь зверушек
маме на 8 марта, а полноценные стулья да вешалки. Вот только выглядят они на диво
экстравагантно: если это урна, то «Мусорозавр», если стул – стул-кот или
стул-ангел. А когда детям «задали» сочинять трансформеры, то там папа,
например, легко превращался в маму... То есть, искусство как выход за рамки
привычного. Как моделирование собственного мира, как творение из себя. Как рука
пойдет. Никаких ограничений, разве что возможностями материала. Но при этом –
все это полезные вещи, которые вмиг разлетаются на аукционах, а затем продолжают жить в архитектурных мастерских или клубах. В одном интервью
Михаил Лабазов сказал: «Наша (взрослых – Н.М.) задача – сделать так, чтобы
реализация соответствовала первоначальной идее». И как ни странно, дом этот в
готовом виде тоже абсолютно соответствует проекту, никаких серьезных усушек в
процессе согласования он не претерпел.
Соответствует он и фирменной эстетике «Арт-Бля». Их любимые формы –
шары, яйца, пузыри, всевозможные округлости и вздутости; здания в их
проектах обрастают полипами, крыши пучит, стены распирает. Проекты «А-Б»
(как реальные, так и самые завиральные), собранные вместе на последней «Арх-Москве», производили впечатление
гирлянды воздушных шариков, которые надувались то целиком, то фрагментарно.
Легкое уродство этих объектов отсылает к эстетике безобразного, но естественного,
эдакий Люсьен Фрейд. Тема тела и его границ – вообще основной сюжет, который
видят в работах «Арт-Бля» критики. «Область анатомии, – пишет Никита
Токарев, – остается пока за архитектурой, одним из немногих средств, позволяющих
«вернуть» современному человеку его тело, напомнить о его размерах, массе,
ориентации в пространстве».
Дом в Левшинском тоже нетрудно интерпретировать в этой парадигме.
Только его пространство начинает формироваться не выходом за границы
собственного тела (башнями или эркерами), а наоборот, неким теловычитанием. Фасад мягко продавливается, затем
в глубине его обнаруживается нечто достаточно упругое (которое затем
оказывается стеклянным раструбом с лестницей внутри), в результате же
дальнейших действий у дома набухают две груди. Но все это интерпретации, простор
к которым дом дает широчайший. Главное же то, что это практически первый в
Москве дом, не имеющий никаких иных оснований, кроме авторского стиля
архитектора. Я так сказал – и баста.
<<вернуться
|
 |
|