приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Елена Гонсалес
фото Андрея Ягубского и Алексея Народицкого
Кошка и собака загородной жизни
VII-MMIII - 03.06.2003

Загородный дом в Подмосковье
Архитекторы: Александр Ермолаев, Константин Шулика, Светлана Тарасова, Татьяна Шулика, Лариса Климова, Марина Соколова

Одно из главных достоинств особняка – вид на поле и лес. Обширная терраса не только позволяет любоваться природой, но и является своего рода архитектурным манифестом дома: метаморфозы классических элементов (колонн, балясин, ограды) демонстрируют стилевые наслоения от начала века до наших дней

Известие о том, что Александр Ермолаев и его ученики построили «дом в стиле модерн», вызывает сомнение, граничащее с недоумением. Действительно, создатель ТАФа, автор «Словаря дизайнера для работы в XXI веке», человек, сформулировавший принципы «протодизайна» и оформивший его как художественное понятие – и вдруг декоративная вычурность ар нуво.

Сомнения начинают оправдываться уже на подъезде к «объекту». Модерн, ожидаемый в окольцованной забором новорусской застройке, где, как известно, каждой архитектурной диковине от готических замков до палладианских вилл есть место, помещен в разреженный воздух подмосковного пейзажа. Оценить прелесть места, которое заставило владельцев вложить немалые средства в приобретаемый дом (впоследствии полностью перестроенный), можно, зайдя с противоположной подъезду стороны. Абсолютно открытый пейзаж: круто спускающееся к реке поле, отороченное лесом. И никакой архитектуры – только та, которая за спиной, стекает на склон террасами и лестницами. Справа и слева – посеребренные дождем дощатые заборы и алюминиевые коромысла дачных парников – уходящая натура докапиталистической российской жизни, когда-то постылая, теперь – вызывающая умиление. В неиспорченности пейзажа сразу чувствуешь что-то «ермолаевское» и смело оборачиваешься.

Цоколь – модернистский базис модерновой надстройки

Конечно, это модерн – объемы здания, сложноподчиненные целому, вертикаль башни, плавный изгиб крыши, рисунок оконных переплетов, фасадные вставки с керамической шашечкой. Конечно, это не модерн – заполненная яркой плиткой псевдобутовая расшивка смело расчерчивает цоколь, колонны истончены и увенчаны вместо капителей металлическими косынками с цветными стеклышками. Так мог сделать только архитектор, проэкзаменовавший Шехтеля цветом Малевича, тектоникой Корбюзье, геометрией Кандинского и Мондриана. 

Двухсветный центральный атриум собирает вокруг себя все остальные помещения. Окна открывают меньшее пространство в большее: библиотеку в зал, зал в природу

Интерьер «классифицировать» еще сложнее. С одной стороны – наличествуют принципы ар нуво: перетекающие пространства, организованные вокруг условного центра. В данном случае центром выступает двусветный холл между входной частью и террасой, куда выходят столовая, гостиная и кухня. Лестница, ведущая на антресоль второго этажа, связывает пространства по вертикали, придавая холлу характер городской площади. Этот эффект усиливается окнами библиотеки и кабинета, выходящими в образовавшийся атриум – прием, характерный для классического интерьера. Оттуда же карнизы, делящие плоскость стены на условные этажи. Оттуда же кессоны в комнате хозяйки. Вот только карниз кое-где вдруг отделился от потолка фрагментом, сполз и превратился в элемент подсветки, балясины стали плоскими и неожиданно обрели фас и профиль, ампирная мебель перепуталась с современной, а в старинных зеркалах отразились «райтовские» светильники. Что ж, будем считать это постмодернизмом. И опять ошибемся.

Постмодернизм выработал универсальный код, заставив мир говорить на архитектурном эсперанто цитат и знаков. Здесь тоже знаки, но они не дешифруются с помощью общих мест, ключ надо искать в замкнутой «личностной» зоне. И это не эклектика, вводящая в интерьер декоративно-вкусовые элементы – связи между предметами оказываются гораздо сложнее принципа внешней совместимости.

далее>>

вверх

 Архив

     

03.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Возвращение Ар Деко

     

03.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Путь к фасаду

     

03.06.2003 VII-MMIII
Елена Гонсалес
Нежилая ячейка

     

03.06.2003 VII-MMIII
Сергей Ходнев
Дацан в Багровых тонах

     

03.06.2003 VII-MMIII
Елена Гонсалес
Три дома

     

03.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Яйцами по авангарду

     

03.06.2003 VII-MMIII
Николай Малинин
Бунт левшинских стрельцов, или Дом ниоткуда

     

03.06.2003 VII-MMIII
Елена Гонсалес
Кошка и собака загородной жизни

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна