приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Елена Гонсалес
Три дома
VII-MMIII - 03.06.2003

Некоторое время назад среди торжествующего «лужковского стиля» стала появляться другая архитектура – рациональная, сдержанная, словом – интеллигентная. Почти сразу эта оппозиционная архитектура (если пользоваться общеупотребительными обозначением – модернистская) стала побеждать в профессиональных конкурсах. Компетентные жюри отдавали ей и «Золотое сечение» и «Дедалов», что позволило архитектурным критикам провозгласить победу модернизма над эклектикой. Этот вывод был так всем приятен, что на его очевидное лукавство не хотелось обращать внимание. Действительно, казалось: вот построит Скокан (или Киселев, или Плоткин, или Хазанов) в центре еще один хороший «европейский» дом, и всем сразу станет ясно, что такое настоящая архитектура. Власти возьмутся за ум и перестанут тратить бешеные деньги на все эти псевдоисторические архитектурные «кудри», а богатые москвичи изменят красному кирпичу с бетоном. Но нет. Модернистская архитектура допускается сегодня ровно в таких количествах, чтобы удовлетворить спрос покупателей, ориентированных на западные стандарты. Большинство же по-прежнему голосует рублем за «красоту», которая видится, увы, совсем не в лаконизме линий и дефинициях серого цвета. Оставив сии тонкие чувственные наслаждения швейцарцам и голландцам, московские инвесторы делают выбор между этикой и «эстетикой» в пользу последней – и как следствие возникает неоардеко.

Три дома (два в Моске, один за городом) совершенно очевидно лежат вне столбовой дороги русской архитектуры, куда бы она не повернула. Тем не менее, они по-своему, весьма неожиданно разрешают коллизию – спрос масс на  традиционную и «богатую» архитектуру, с одной стороны, и желание архитекторов говорить современным языком, с другой. Этим языком становится язык современного искусства, счастливо избегающий категорий красиво-некрасиво, правильно-неправильно и плохо-хорошо.

Самое интересное, что этим языком пользуются архитекторы, по-разному себя позиционирующие. Мастерская Сергея Ткаченко декларирует «рациональный контекстуализм» (авторское определение) и в большинстве своих построек этому определению следует. И вдруг – совершенно иррациональные: Рабочий и Колхозница у реконструированного метромоста, дом «Патриарх», особняк на улице Машкова, проект комплекса «Лабиринт» с картинами Страшного суда на фасаде жилого дома. Рационалисты ткаченковской мастерской неожиданно выступают в роли коллективного Тер-Оганяна, рубящего икону контекстуализма. За что немедленно предаются анафеме правоверных как со стороны классицистов, так и со стороны модернистов (в данном случае вероисповедание значения не имеет).

Еще не достроенный дом в Малом Левшинском мастерской «А-Б» вызывает совсем иную реакцию прогрессивной архитектурной общественности. Тут, безусловно, на руку архитекторам играет их имидж отчаянных авангардистов: ну мало им детской студии и Бухты Радости, ну украсили Москву заповедную домом чудным, а могли бы и ж-у из целлофана показать. Ну и пронесло, ну и слава богу. С другой стороны, то, что мастера арт-жеста начинают делать большую архитектуру, отрадный факт, свидетельствующий о дальновидности инвесторов и плюрализме согласующих инстанций.

Александр Ермолаев и его коллеги, напротив, никакого баловства себе не позволяют. И заказчикам – тоже. То ли время, когда формировались взгляды мастера, было такое, то ли это органически присущее ему качество – но стремление жить не по лжи, оно не только в словах, оно в вещах, которые нелживы. Ермолаев способен вытащить эту подлинность из самых разных стилей, даже из модерна, превратив его необходимую декоративность в осознанную свободу.

Несмотря на очевидную разницу художественных программ, архитекторы реализуют свои объекты в рамках одной стратегии. Все они эксплуатируют классические образы, помещая их в область современной художественной проблематики – в результате возникает архитектура, которую легко ругать, легко хвалить и трудно не замечать. Архитектура, разом смазавшая карту архитектурных будней.

вверх

 Архив

     

03.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Возвращение Ар Деко

     

03.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Путь к фасаду

     

03.06.2003 VII-MMIII
Елена Гонсалес
Нежилая ячейка

     

03.06.2003 VII-MMIII
Сергей Ходнев
Дацан в Багровых тонах

     

03.06.2003 VII-MMIII
Елена Гонсалес
Три дома

     

03.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Яйцами по авангарду

     

03.06.2003 VII-MMIII
Николай Малинин
Бунт левшинских стрельцов, или Дом ниоткуда

     

03.06.2003 VII-MMIII
Елена Гонсалес
Кошка и собака загородной жизни

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна