|
|
Современная классика
Николай Малинин
фото Юрия Пальмина
Бунт левшинских стрельцов, или Дом ниоткуда
VII-MMIII - 03.06.2003


Обнаружить в тихом и скромном Левшинском переулке такой разлет
крыльев – это почти шок
Архитектура же дома в Лёвшинском не мотивирована ничем. Ни его форма, ни
детали, ни материалы никак не связаны с окружением. Это взрыв, для меня
сравнимый если не с музеем в Бильбао Фрэнка Гери, то уж с Хааз-хаусом Ханса
Холляйна – точно. Правда, границы этого взрыва очерчены довольно строго. За
красную линию дом не вылезает, и по высоте (да и по массе) он вполне соотносим
с соседним домом начала века. И тем не менее, диссонанс очевиден. Масштаб дома
не переулочный: хоть он и загнан «под обрез», из спускающихся к Пречистенке
переулков выглядит так, словно «вырос гриб лиловый, и кончилась земля».
Материалы – стекло, металл, гранит – тоже плохо вяжутся с бедностью окрестной фактуры. Ни с какими приметами
окружающей архитектуры (эркеры одного соседа, балкончики другого) не рифмуется. Не брат он не только тому, что есть,
но и тому, что будет – строящемуся, например, на углу с Большим Лёвшинским
вполне классицистскому жилому дому Ильи Уткина (по-риэлторски – «Дворянское гнездо»). Но самое главное, конечно,
форма. Как бы дом ни укладывался в пресловутый бассейн визуальных связей,
образ его все равно слишком активен и экстравагантен для этого тихого места.
Нечастые примеры подобной радикальности иногда еще объясняют
изгибом переулка, требованиями инсоляции, открывающимся где-то там
видом на храм, на худой конец – трассами сетей. Тут же ничего такого нет. То есть,
мы имеем вызов городу в чистом виде. Что, может быть, замечательно в
нынешней парадигме постепенного отхода от средового принципа (среду все равно
не спасли и блестящей архитектуры не получили), но все равно не дает ответа,
почему именно так.




Поэтажные планы, фасады, разрез
Мало того что форма здания явно обусловлена не местом, она не особенно
мотивирована и функционально. Здание не слишком похоже на жилой дом. И дело
даже не в материалах: перебор стекла, например, в жилье нынче наблюдается
повсеместно – взять кубасовский дом у метро «Кунцевская», башни Фельдмана
на проспекте Жукова, дома «Архиздрава» на Ленинском. Дело опять-таки в форме.
Дом настойчиво требует обратить на себя внимание, он кричит. А это свойство
архитектуры совсем иного назначения. Таким полагается быть музею современного искусства, театру, магазину. И если
искать в истории мировой архитектуры какие-то аналоги нашему дому, то ими как
раз и окажутся: клуб Русакова, филармония Шаруна, сиднейский Оперный театр.
Приходит на ум и что-то из экспрессионизма: башня Эйнштейна, мендельсоновский
же проект завода «Красное знамя».
Или что-то более позднее: капелла в Роншане, храм в Такарацука. Из жилья –
разве что шаруновская вилла Шминке в Любау да его же комплекс «Ромео и
Джульетта» в Штутгарте.
<<вернуться далее>>
|
 |
|