|
|
Современная классика
Владимир Седов
Антиутопия «Золушки»
V-MMII - 31.12.2002
Илью Уткина и Евгения Монахова традиционно относят к «бумажникам»,
участникам и даже лидерам движения конца 1970-х – начала 1980-х годов, в котором
русская проектная, «бумажная» архитектура оказалась способной говорить своим языком,
фантастическим, свободным, и, одновременно – умным и ироническим. Приглашая
архитекторов-«бумажников» в театр, дирекция явно рассчитывала на получение
«офортов во всю сцену» в виде задников, то есть на ту же ожидаемую сказочность,
но с ощутимым современным акцентом. Архитекторы пошли дальше, пытаясь
создать свой мир с помощью немногих, но сильных приемов. Так как эти приемы
развиваются на протяжении спектакля, мы попытаемся рассмотреть их в той последовательности, в которой они появляются.
Эскизы декораций основных сцен. Авторы последовательно шли
от пышной сказки к более жестким формам
Сначала занавес. По своему характеру он является, может быть, самым «бумажным»
из всего, что сделано в «Золушке». На занавесе изображен темный ночной город
с сотнями светящихся окон. Город явно большой, высокий, здания его уходят за
верхний обрез ткани. Архитектура смутная, но можно заметить арочную форму окон
и обобщенные фронтоны. То ли Нью-Йорк, то ли Лондон эпохи ар деко. В одном из
верхних углов светится окно Золушки, которая, оказывается, живет, как и мы, в
мегаполисе. Или жила относительно недавно – ведь если действие происходит в межвоенный период, то героиня принадлежит к
поколению наших бабушек. Мрачноватое такое начало.
Макеты для основных сцен позволили предвидеть глубину той или
иной декорации и наметить систему освещения
Занавес открывается и появляется основная сцена, по бокам которой поставлены две крупные конструкции с ярусами и
лесенками. Задник нейтральный, а над средним пространством висит какая-то
решетка. Вот тебе и «бумажники», прямо Веснины какие-то!
По конструкциям все время кто-то взбирается, в середине сцены танцуют,
задник меняет цвет. Никаких тебе офортов, все жестко, структурно, иронично. Постмодернизм получается, но не на тему классики,
а на тему Мейерхольда и конструктивизма.
Спустя какое-то время на сцене появляется еще одна конструкция: между
двух столбов подвешен большой металлический круг со спицами. Это часы, возвышающиеся над сценой и символически ведущие
отсчет времени для героини. Этот простой круг на опорах принадлежит к той же
стилистике, что и ярусные конструкции по сторонам сцены – сильная, «конструктивистская» (читай – модернистская) форма,
определяющая пространство сцены и почти перетягивающая внимание зрителя с деталей
действия на себя. Следует отметить, что сначала Уткин и Монахов проектировали
часы в гораздо более затейливых, сказочных и барочных формах – с завиточками,
волютами. Но в окончательном варианте ясность и жесткость одержали верх. Можно
было бы заранее предположить, что символически поданным конструктивизмом
стилистика сценографии исчерпывается.
<<вернуться далее>>
|
|
|