приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
Изнутри – наружу
V-MMII - 31.12.2002

Вид со стороны Бутиковского переулка

Он соединяет в себе торжественность мощной циркумференции, ордерности первого этажа, облицованного камнем фасада, безукоризненно дорогого остекления – с камерностью. При всей своей торжественности – это обычный жилой дом. Его частность подчеркивается и масштабом, и открытым остеклением нижнего этажа.

Фрагмент главного фасада. Французские балконы из закаленного стекла

С некоторой точки зрения, за строительством в соответствии с историческими морфотипами стоит простодушное стремление получить как можно больше квадратных метров из участка, натыкать в него как можно больше объемов и случайно соединить их, оправдывая получившийся хаос особенностями среды. Поэтому пустая, незастроенная территория перед домом выглядит каким-то поразительным жестом. Тем более когда эта территория превращается в парадный газон. Этот ход придает ему такой нездешний, такой швейцарский лоск благополучной страны – где piano terrenо вовсе не первый рубеж обороны, а место, где твой дом переходит в твой парк, – что прямо поражаешься.

Вид заднего фасада. Сбитый ритм окон

И опять же, такое понимание дома могло прийти только от человека с опытом работы в интерьере. Причем здесь прорыв даже не через мерку средового модернизма 90-х, но через куда более мощный заслон. Традиционный европейский город имеет довольно ясно читаемую стратификацию: «дома власти» – «дома нобилитета» – «дома рядовых горожан». В Москве как-то не задалось с нобилитетом – семьдесят лет советской власти не способствовали его архитектурному становлению. Между домами власти и домами граждан в московской застройке зияет провал; редкий пунктир из немногочисленных классицистических дворцов и усадеб или особняков эпохи модерна, занятых посольствами, лишь подчеркивает незаселенность этой территории. Единственное место, где в последнее время эта категория разрабатывалась именно как тема архитектуры – это подмосковные особняки и интерьеры.

Вестибюль. Общественная зона открыта в парк

Ну и, наконец, о сдержанном модернистском дизайне. В принципе, именно здесь Григорян следует сложившейся на Остоженке традиции. Своему первому большому жилому дому в центре Москвы архитектор мог бы придать гораздо более «навороченный» облик, и счастье, что этого не произошло. Собственно единственное, что можно назвать «приемом» – это сбитый ритм окон с подчеркнутым вертикализмом пропорций, отчасти придающий дому сходство с абрисом римских руин (быть может, в редакции их прочтения в муссолиниевском ар деко). Все остальное – очень сдержанно, очень к месту, очень спокойно.

Но относительно чего эта сдержанность? Вряд ли Григорян, архитектор далекий от традиционной ордерности, имел в виду именно классические реминисценции – в ХХ веке и в российском, и в мировом модернизме мы находим множество подобных решений. Но дело в том, что в основе своей эта композиция циркумференции и пьяццы перед ней – глубоко классическая. Когда сдержанный модернистский дизайн оформляет морфотипы традиционного остоженского строительства, получается сумрачный авангардный натюрморт, но когда он проходит по циркумференции, получается продолжение классической темы.

Что в результате? Самостоятельная ценность законченной архитектурной композиции. Реабилитация категории фасада, фасад с классической трехчастной композицией поэтажных членений. Парадный газон, парк, входящий в дом. «Частное достоинство», камерная торжественность как основа построения образа. Этот результат отвечает на вопрос о том, почему мы публикуем этот дом в нашем журнале, в разделе «Неоклассика». Он возрождает весь набор классических ценностей, связанных с типологией городского жилого дома.

<<вернуться

вверх

 Архив

     

31.12.2002 V-MMII
Григорий Ревзин
Изнутри – наружу

     

31.12.2002 V-MMII
Григорий Ревзин
Театр на перепутье

     

31.12.2002 V-MMII
Михаил Хазанов:
Не надо соревноваться с вечностью

     

31.12.2002 V-MMII
Михаил Белов:
Строим на тысячу лет

     

31.12.2002 V-MMII
Владимир Седов
Антиутопия «Золушки»

     

31.12.2002 V-MMII
Ирина Шипова
Новая берлинская классика

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна