|
|
Дмитрий Швидковский
Гульбище
Камеронова галерея
XII-MMIV - 31.10.2004
Боковой фасад галереи
«Когда война сия продолжится,
то Царскосельский мой сад будет походить на игрушечку, после каждого славного
воинского деяния воздвигается в нем
приличный памятник. Битва при Кагуле...
возродила в нем обелиск с надписью...
Морское сражение при Чесме произвело
в великом пруде Ростральную колонну...
кроме всего вздумала я приказать
построить в лесочке Храм памяти, к коему
проход был бы через Торжественные врата, здесь все деяния в нынешнюю войну
бывшие будут представлены на медальонах…» – так описывала еще одну часть
своего парка Екатерина II.
Общий вид галереи
и лестниц со стороны
парка
Триумфальный путь, отмеченный
памятниками побед российского оружия
в турецких войнах, шел от Орловских
ворот до пандуса Камероновой галереи.
Подойдя к нему, торжественное шествие
могло подняться наверх и попасть
в созданный Камероном мир античной
гармонии, даруемый в награду за победы
и ратные труды, войти в роскошные
покои, «какие создавать удобны только
боги», по утверждению одного из придворных поэтов. Современная героика войны
обретала бессмертие благодаря приобщению к непреходящему античному идеалу.
В Царском Селе: «...славных росских дел
явились монументы. В их славу Древность
там Себе воздвигла Храм».
А за Большим прудом был виден
город София, построенный Камероном,
которому императрица повелела:
«...расположить улицы соответствуя
дорогам сада, чтобы делали оным вид».
Там создали мир «просвещенного благополучия». Была устроена ярмарка,
заведены образцовые фабрики и школы,
поселены купцы и мастеровые. Все это
делалось для создания картинки идеальной жизни, театрализованного действия,
проходившего на глазах двора, скорее
модели города, нежели реального поселения. С Камероновой галереи иностранцам
показывали как достопримечательность
«вид маленького города», охватывающего полукольцом царскосельский парк.
Любопытно, что в нем было даже уличное
освещение (и это в России 1780-х годов),
но фонари зажигалась только тогда, когда
Екатерина жила в Царском Селе.
Легкое, пронизанное
светом гульбище второго
этажа галереи
Граница земель, принадлежавших
городу Софии, соприкасалась с усадьбой
наследника престола, Павловском. Таким
образом, все три ансамбля, в которых строил Ч. Камерон, – Царское село, София,
Павловск – сливались в пространственное
единство. В него входила и «благоустроенная» сельская местность. Для находившихся здесь деревень Д. Кваренги
разработал проекты образцовых школ,
церквей и домов для священников. Кроме
того, на этих же землях устроили сельскохозяйственную школу, постройки которой
и планировку сельскохозяйственных
угодий разрабатывали Н.А. Львов
и помогавший ему шотландский строительный мастер А. Менелас.
Арка пандуса, ведущего
к галерее
Дороги, шедшие из Павловска
и образцовых деревень, улицы идеального
города Софии, главные аллеи парка, если
их мысленно продолжить, пересекались
вблизи Камероновой галереи. Впечатление, которое она производит, определяется
не только ее собственными архитектурными свойствами но, может быть,
не в меньшей степени тем, что она стала
средоточием ансамбля, поднявшись
над ним и объединив его различные пространственные «миры», вобрав в себя все
нити смыслов, которые Екатерина II и ее
зодчие придавали сооружениям, разбросанным на многих десятках квадратных
километров. Античный идеал, выраженный Камероном в его галерее, стал
структурным центром этого «паркового
государства» под Петербургом, карта
которого могла стать «картой» ментальности российского Просвещения.
<<вернуться
вверх
|
 |
|