приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Дмитрий Швидковский
Гульбище   
Камеронова галерея   
XII-MMIV - 31.10.2004

Боковой фасад галереи

«Когда война сия продолжится, то Царскосельский мой сад будет походить на игрушечку, после каждого славного воинского деяния воздвигается в нем приличный памятник. Битва при Кагуле... возродила в нем обелиск с надписью... Морское сражение при Чесме произвело в великом пруде Ростральную колонну... кроме всего вздумала я приказать построить в лесочке Храм памяти, к коему проход был бы через Торжественные врата, здесь все деяния в нынешнюю войну бывшие будут представлены на медальонах…» – так описывала еще одну часть своего парка Екатерина II.

Общий вид галереи и лестниц со стороны парка

Триумфальный путь, отмеченный памятниками побед российского оружия в турецких войнах, шел от Орловских ворот до пандуса Камероновой галереи. Подойдя к нему, торжественное шествие могло подняться наверх и попасть в созданный Камероном мир античной гармонии, даруемый в награду за победы и ратные труды, войти в роскошные покои, «какие создавать удобны только боги», по утверждению одного из придворных поэтов. Современная героика войны обретала бессмертие благодаря приобщению к непреходящему античному идеалу. В Царском Селе: «...славных росских дел явились монументы. В их славу Древность там Себе воздвигла Храм».

А за Большим прудом был виден город София, построенный Камероном, которому императрица повелела: «...расположить улицы соответствуя дорогам сада, чтобы делали оным вид». Там создали мир «просвещенного благополучия». Была устроена ярмарка, заведены образцовые фабрики и школы, поселены купцы и мастеровые. Все это делалось для создания картинки идеальной жизни, театрализованного действия, проходившего на глазах двора, скорее модели города, нежели реального поселения. С Камероновой галереи иностранцам показывали как достопримечательность «вид маленького города», охватывающего полукольцом царскосельский парк. Любопытно, что в нем было даже уличное освещение (и это в России 1780-х годов), но фонари зажигалась только тогда, когда Екатерина жила в Царском Селе.

Легкое, пронизанное светом гульбище второго этажа галереи

Граница земель, принадлежавших городу Софии, соприкасалась с усадьбой наследника престола, Павловском. Таким образом, все три ансамбля, в которых строил Ч. Камерон, – Царское село, София, Павловск – сливались в пространственное единство. В него входила и «благоустроенная» сельская местность. Для находившихся здесь деревень Д. Кваренги разработал проекты образцовых школ, церквей и домов для священников. Кроме того, на этих же землях устроили сельскохозяйственную школу, постройки которой и планировку сельскохозяйственных угодий разрабатывали Н.А. Львов и помогавший ему шотландский строительный мастер А. Менелас.

Арка пандуса, ведущего к галерее

Дороги, шедшие из Павловска и образцовых деревень, улицы идеального города Софии, главные аллеи парка, если их мысленно продолжить, пересекались вблизи Камероновой галереи. Впечатление, которое она производит, определяется не только ее собственными архитектурными свойствами но, может быть, не в меньшей степени тем, что она стала средоточием ансамбля, поднявшись над ним и объединив его различные пространственные «миры», вобрав в себя все нити смыслов, которые Екатерина II и ее зодчие придавали сооружениям, разбросанным на многих десятках квадратных километров. Античный идеал, выраженный Камероном в его галерее, стал структурным центром этого «паркового государства» под Петербургом, карта которого могла стать «картой» ментальности российского Просвещения.

<<вернуться

вверх

 Ответ

   
 

31.10.2004 XII-MMIV
Григорий Ревзин
Покой и катарсис

   

  Ответ / Покой над хаосом

   

31.10.2004 XII-MMIV
Владимир Седов
Святилище
Эрехтейон

   

31.10.2004 XII-MMIV
Дмитрий Швидковский 
Гульбище
Камеронова галерея

   

31.10.2004 XII-MMIV
Оксана Рудченко
Убежище
Мон Сен-Мишель

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна