приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Дмитрий Швидковский   
Гульбище  
Камеронова галерея  
XII-MMIV - 31.10.2004

Торцовый фасад галереи с лестницами в парк, появившимися позднее основного объема

Тем не менее включение современников в число лиц, достойных сопоставления с античными знаменитостями, имело существенное значение. Античный идеал, образ которого создавала верхняя часть Камероновой галереи, терял характер древности и становился выше хода времени, соединяя прошлое и настоящее. И в реальности ансамбля, созданного британским зодчим на российской службе, и в мышлении императрицы формировалась таким образом точка зрения, возвышенная над обыденностью.

Необычная архитектура Камерона создала для этого исключительно благоприятные условия. Идейное содержание здания объясняет странные особенности использования зодчим избранного им ордера. Все исследователи галереи отмечали, что ее колонны расставлены невероятно широко, во много раз шире, чем это положено по канонам классического ионического ордера. Правда, Камерон схитрил: на внутренних стенах средней части своей постройки он установил небольшие пилястры, и на чертеже, если их совместить с колоннами внешнего контура галереи, возникала картина, соответствовавшая правилам построения ордера. Он даже видел в молодости подобную схему, начерченную самим Андреа Палладио и найденную в Виченце одним из английских коллекционеров.

План Царского Села и города Софии.
Современный чертеж 
1. Новая пейзажная часть парка эпохи Екатерины II 
2. Китайская деревня 
3. Большой дворец 
4. Камеронова галерея 
5. Зверинец 
6. Несохранившийся Храм Памяти, посвященный турецким войнам, о котором говорится в письме Екатерины II 
7. Город София 
8. Собор Святой Софии 
9. Подъезд от Петербурга 
10. Гатчинская дорога 
11. Планировавшаяся при Екатерине II Новгородская дорога 
12. Земли города Софии, шедшие вплоть до границ Павловска

Но все же осуществленное им желание августейшей заказчицы состояло в том, чтобы с галереи открывались широкие виды, которых бы не нарушали часто стоящие колонны. В этом заключался едва ли не самый существенный замысел екатерининского Царского Села. В обрамлении совершенных, сверкающих белизной колонн, с точными, выполненными по недавним обмерам из книги «Древности Афин» копиями капителей Эрехтейона, раскрывалась многозначная и разнохарактерная панорама. Так, как бы изнутри архитектурного пространства, выражавшего античный идеал, открывались картины, передававшие символы побед императрицы, ее мечты о будущем и представления о своей стране и всем мире.

Вокруг галереи в царскосельском парке возникло целое созвездие художественных «миров», грандиозный символический ансамбль. В него включались: «мир восточных грез» – огромный комплекс построек в китайском духе; «мир политических мечтаний», отразившийся в памятниках побед; «мир просвещенного благополучия», которое создавали специально построенные образцовый город, деревни, усадьбы, тщательно обработанные поля и благоустроенные рощи.

Мощные своды, поддерживающие идущий к галерее пандус

С галереи была видна Китайская деревня с ее затейливо украшенными домиками. Камерон установил на этих зданиях «на каждом разных китайских фигур, орнаменты наверху каждой кровли, из белого железа пальмы, 68 драконов из того же железа...», как гласило описание, составленное его секретарем. За Китайской деревней возвышалась «гора» Большого каприза, прорезанная аркой въезда в императорскую резиденцию, с китайским храмом над ней. Дальше стояло здание Китайской оперы, четыре моста через каналы, также стилизованные в стиле шинуазри, а вдалеке можно было разглядеть не дошедший до нас Китайский городок, созданный Антонио Ринальди. Приезжающий из Петербурга должен был пройти через эту особую среду, созданную по всемогущему «капризу» императрицы и, проникшись чувством необычности происходящего, приблизиться к местопребыванию государыни.

<<вернуться      далее>>

вверх

 Ответ

   
 

31.10.2004 XII-MMIV
Григорий Ревзин
Покой и катарсис

   

  Ответ / Покой над хаосом

   

31.10.2004 XII-MMIV
Владимир Седов
Святилище
Эрехтейон

   

31.10.2004 XII-MMIV
Дмитрий Швидковский 
Гульбище
Камеронова галерея

   

31.10.2004 XII-MMIV
Оксана Рудченко
Убежище
Мон Сен-Мишель

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна