|
|
Дмитрий Швидковский
Гульбище
Камеронова галерея
XII-MMIV - 31.10.2004
Торцовый фасад галереи
с лестницами в парк,
появившимися позднее
основного объема
Тем не менее включение современников в число лиц, достойных сопоставления с античными знаменитостями, имело
существенное значение. Античный идеал,
образ которого создавала верхняя часть
Камероновой галереи, терял характер
древности и становился выше хода
времени, соединяя прошлое и настоящее.
И в реальности ансамбля, созданного
британским зодчим на российской службе,
и в мышлении императрицы
формировалась таким образом точка
зрения, возвышенная над обыденностью.
Необычная архитектура Камерона
создала для этого исключительно благоприятные условия. Идейное содержание
здания объясняет странные особенности
использования зодчим избранного им
ордера. Все исследователи галереи
отмечали, что ее колонны расставлены
невероятно широко, во много раз шире,
чем это положено по канонам
классического ионического ордера.
Правда, Камерон схитрил: на внутренних
стенах средней части своей постройки он
установил небольшие пилястры, и на чертеже, если их совместить
с колоннами внешнего контура галереи,
возникала картина, соответствовавшая
правилам построения ордера. Он даже
видел в молодости подобную схему,
начерченную самим Андреа Палладио
и найденную в Виченце одним из английских коллекционеров.
План Царского Села
и города Софии.
Современный чертеж
1. Новая пейзажная часть
парка эпохи Екатерины II
2. Китайская деревня
3. Большой дворец
4. Камеронова галерея
5. Зверинец
6. Несохранившийся Храм
Памяти, посвященный
турецким войнам,
о котором говорится
в письме Екатерины II
7. Город София
8. Собор Святой Софии
9. Подъезд от Петербурга
10. Гатчинская дорога
11. Планировавшаяся при
Екатерине II Новгородская
дорога
12. Земли города Софии,
шедшие вплоть до границ
Павловска
Но все же осуществленное им желание августейшей заказчицы состояло
в том, чтобы с галереи открывались
широкие виды, которых бы не нарушали
часто стоящие колонны. В этом заключался едва ли не самый существенный
замысел екатерининского Царского Села.
В обрамлении совершенных, сверкающих
белизной колонн, с точными, выполненными по недавним обмерам из книги
«Древности Афин» копиями капителей
Эрехтейона, раскрывалась многозначная
и разнохарактерная панорама. Так, как бы
изнутри архитектурного пространства,
выражавшего античный идеал, открывались картины, передававшие символы
побед императрицы, ее мечты о будущем
и представления о своей стране и всем
мире.
Вокруг галереи в царскосельском
парке возникло целое созвездие
художественных «миров», грандиозный
символический ансамбль. В него включались: «мир восточных грез» – огромный
комплекс построек в китайском духе;
«мир политических мечтаний», отразившийся в памятниках побед; «мир
просвещенного благополучия», которое
создавали специально построенные
образцовый город, деревни, усадьбы,
тщательно обработанные поля и благоустроенные рощи.
Мощные своды,
поддерживающие идущий
к галерее пандус
С галереи была видна Китайская
деревня с ее затейливо украшенными
домиками. Камерон установил на этих
зданиях «на каждом разных китайских
фигур, орнаменты наверху каждой кровли, из белого железа пальмы, 68 драконов
из того же железа...», как гласило
описание, составленное его секретарем.
За Китайской деревней возвышалась
«гора» Большого каприза, прорезанная
аркой въезда в императорскую резиденцию, с китайским храмом над ней. Дальше
стояло здание Китайской оперы, четыре
моста через каналы, также стилизованные
в стиле шинуазри, а вдалеке можно было
разглядеть не дошедший до нас Китайский
городок, созданный Антонио Ринальди.
Приезжающий из Петербурга должен был
пройти через эту особую среду, созданную
по всемогущему «капризу» императрицы
и, проникшись чувством необычности
происходящего, приблизиться к местопребыванию государыни.
<<вернуться
далее>>
вверх
|
|
|