|
|
Владимир Седов
Святилище
Эрехтейон
XII-MMIV - 31.10.2004
Восточный портик
Эрехтейона. В отдельности
портик представляет собой
спокойный и изысканный
гармонический этюд
Это странный объект: многофасадный,
слишком разнообразный, маленький,
стоит на обочине Акрополя и боком к проходящим процессиями – не античный
храм, а эклектическая вилла. Основную
часть храма составляет вытянутый
с запада на восток прямоугольный в плане
объем. Этот объем, который справедливо
принимается зрителем за главную часть
постройки, имеет открытый портик ионического ордера на восточном торцовом
фасаде. Но на западном он оканчивается
встроенной в стену колоннадой, в которой
промежутки между колоннами первоначально были заполнены решетками,
а затем (в римскую эпоху) были превращены в окна. Если восточный фасад с его
приветливой, открытой колоннадой был
оформлением торжественного входа
в целлу святилища, то западный фасад
был глухим: вход в святилище, помещавшееся в западной части Эрехтейона,
располагался с северной стороны. Этот
северный вход вызвал появление северного портика, сразу разрушившего
симметрию композиции. Северный портик
поставлен еще и так, что выступает к югу
из западного фасада основного храма:
сдвиг был вызван тем, что в портике нужно было дать место проходу к священной
оливе, росшей во дворике перед западным
фасадом.
Главное «осложнение» в композицию
Эрехтейона внес портик кариатид, прилепившийся с юга и тоже не по центру,
а со сдвигом на запад. Причем этот портик,
самый торжественный, не совсем понятно
чему служит – то ли это оформление бокового прохода в помещение вдоль западного
фасада, то ли входа здесь не было,
а портик оформлял какой-то важный
балкон, «выход» из западной целлы для
каких-то церемоний.
План Эрехтейона
(по Стерлину)
1. Колонны простиля
2. Святилище Афины
3. Святилище Бута
4. Святилище Гефеста
5. Святилище Эрехтея-Посейдона
6. Святилище Посейдона
7. Портик кариатид
Возникновение этой многовекторной
композиции связано с тем, что в Эрехтейоне в одном храме объединены несколько
святилищ. Храм поставлен на месте спора
между Афиной и Посейдоном за право
обладания Аттикой и самим Акрополем.
По версии французского историка архитектуры XIX века Огюста Шуази, с востока
была целла Посейдона, из которой только
боковыми пандусами можно было попасть
в расположенную ниже по уровню целлу
Афины Полиады в западной части. Эта
целла была с запада предварена своеобразным притвором, нартексом, в котором
находилось святилище Пандросы.
Главный вход в два последних помещения
осуществлялся через северный портик, но,
кроме того, в святилище Пандросы можно
было попасть и через основание портика
кариатид. Все это довершал дворик перед
западным фасадом, оформленный несколькими стенками, – здесь росла священная
олива Афины.
План Эрехтейона и прилегающего садика
(по И. Травлосу).
Показано множество
алтарей и священных
мест, среди которых
для нас важно местоположение священной оливы
(Q) и колодца (G).
Помещение II показано
без разделительной стенки
Современный французский архитектуровед Анри Стерлин дает несколько
иную схему расположения целл и,
следовательно, святилищ: с востока
расположено, как у Шуази, святилище
Афины, тогда как в западной части общая
целла Посейдона оказывается разделенной
стеной на две целлы, посвященные, соответственно, Буту и Гефесту, а «нартекс» с
запада (по Шуази – святилище Пандросы)
был посвящен Эрехтею-Посейдону.
Северный портик, по Стерлину, был тоже
посвящен Посейдону, дворик перед западным фасадом был «населен» священной
оливой.
Оба «набора» основаны на описании
Акрополя, составленном Павсанием в III
веке н.э.: «Там есть здание, именуемое
Эрехтейоном, перед входом стоит
жертвенник Зевса Вышнего, на котором
не приносят в жертву ничего живого,
и даже, возложив печенья, они считают
недозволенным употреблять вино.
Входящий в это здание встречает три
жертвенника: один – Посейдона, на котором на основании божественного
изречения они приносят жертву и
Эрехтею, второй – героя Бута и третий –
жертвенник Гефеста. На стенах – картины, касающиеся рода Бутадов. Есть тут –
так как здание двойное – в глубоком
колодце морская вода... интересно
заметить, что в этом колодце при южном
ветре слышен звук волн. А на скале есть
знак трезубца. Говорят, что он является
свидетельством спора Посейдона (с Афиной) за обладание этой страной».
далее>>
вверх
|
 |
|