приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Владимир Седов 
Святилище 
Эрехтейон 
XII-MMIV - 31.10.2004

Восточный портик Эрехтейона. В отдельности портик представляет собой спокойный и изысканный гармонический этюд

Это странный объект: многофасадный, слишком разнообразный, маленький, стоит на обочине Акрополя и боком к проходящим процессиями – не античный храм, а эклектическая вилла. Основную часть храма составляет вытянутый с запада на восток прямоугольный в плане объем. Этот объем, который справедливо принимается зрителем за главную часть постройки, имеет открытый портик ионического ордера на восточном торцовом фасаде. Но на западном он оканчивается встроенной в стену колоннадой, в которой промежутки между колоннами первоначально были заполнены решетками, а затем (в римскую эпоху) были превращены в окна. Если восточный фасад с его приветливой, открытой колоннадой был оформлением торжественного входа в целлу святилища, то западный фасад был глухим: вход в святилище, помещавшееся в западной части Эрехтейона, располагался с северной стороны. Этот северный вход вызвал появление северного портика, сразу разрушившего симметрию композиции. Северный портик поставлен еще и так, что выступает к югу из западного фасада основного храма: сдвиг был вызван тем, что в портике нужно было дать место проходу к священной оливе, росшей во дворике перед западным фасадом.

Главное «осложнение» в композицию Эрехтейона внес портик кариатид, прилепившийся с юга и тоже не по центру, а со сдвигом на запад. Причем этот портик, самый торжественный, не совсем понятно чему служит – то ли это оформление бокового прохода в помещение вдоль западного фасада, то ли входа здесь не было, а портик оформлял какой-то важный балкон, «выход» из западной целлы для каких-то церемоний.

План Эрехтейона (по Стерлину) 
1. Колонны простиля 
2. Святилище Афины 
3. Святилище Бута 
4. Святилище Гефеста 
5. Святилище Эрехтея-Посейдона 
6. Святилище Посейдона 
7. Портик кариатид

Возникновение этой многовекторной композиции связано с тем, что в Эрехтейоне в одном храме объединены несколько святилищ. Храм поставлен на месте спора между Афиной и Посейдоном за право обладания Аттикой и самим Акрополем. По версии французского историка архитектуры XIX века Огюста Шуази, с востока была целла Посейдона, из которой только боковыми пандусами можно было попасть в расположенную ниже по уровню целлу Афины Полиады в западной части. Эта целла была с запада предварена своеобразным притвором, нартексом, в котором находилось святилище Пандросы. Главный вход в два последних помещения осуществлялся через северный портик, но, кроме того, в святилище Пандросы можно было попасть и через основание портика кариатид. Все это довершал дворик перед западным фасадом, оформленный несколькими стенками, – здесь росла священная олива Афины.

План Эрехтейона и прилегающего садика (по И. Травлосу). Показано множество алтарей и священных мест, среди которых для нас важно местоположение священной оливы (Q) и колодца (G). Помещение II показано без разделительной стенки

Современный французский архитектуровед Анри Стерлин дает несколько иную схему расположения целл и, следовательно, святилищ: с востока расположено, как у Шуази, святилище Афины, тогда как в западной части общая целла Посейдона оказывается разделенной стеной на две целлы, посвященные, соответственно, Буту и Гефесту, а «нартекс» с запада (по Шуази – святилище Пандросы) был посвящен Эрехтею-Посейдону. Северный портик, по Стерлину, был тоже посвящен Посейдону, дворик перед западным фасадом был «населен» священной оливой.

Оба «набора» основаны на описании Акрополя, составленном Павсанием в III веке н.э.: «Там есть здание, именуемое Эрехтейоном, перед входом стоит жертвенник Зевса Вышнего, на котором не приносят в жертву ничего живого, и даже, возложив печенья, они считают недозволенным употреблять вино. Входящий в это здание встречает три жертвенника: один – Посейдона, на котором на основании божественного изречения они приносят жертву и Эрехтею, второй – героя Бута и третий – жертвенник Гефеста. На стенах – картины, касающиеся рода Бутадов. Есть тут – так как здание двойное – в глубоком колодце морская вода... интересно заметить, что в этом колодце при южном ветре слышен звук волн. А на скале есть знак трезубца. Говорят, что он является свидетельством спора Посейдона (с Афиной) за обладание этой страной».

далее>>

вверх

 Ответ

   
 

31.10.2004 XII-MMIV
Григорий Ревзин
Покой и катарсис

   

  Ответ / Покой над хаосом

   

31.10.2004 XII-MMIV
Владимир Седов
Святилище
Эрехтейон

   

31.10.2004 XII-MMIV
Дмитрий Швидковский 
Гульбище
Камеронова галерея

   

31.10.2004 XII-MMIV
Оксана Рудченко
Убежище
Мон Сен-Мишель

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна