|
|
Дмитрий Швидковский
Гульбище
Камеронова галерея
XII-MMIV - 31.10.2004
Вид от лестницы
Камероновой галереи
на главный пруд парка
Екатерина II однажды написала Вольтеру:
«Сидя на колоннаде, я вижу перед собой
Пеллу, хотя до нее по крайней мере
36 верст, и, кроме Пеллы, мне видно около
100 верст...» Говоря о колоннаде, она
имела в виду Камеронову галерею
в Царском Селе. Пелла это последний
из построенных по ее повелению дворцов,
не дошедший до нас, поскольку он был
разрушен по указу Павла I. Утверждая,
что она видит с Камероновой галереи
окрестности на сотню верст в окружности,
императрица весьма преувеличивала возможности своего зрения. Однако именно
эта гипербола и выражает характер
отношения к пространству, возникшему
вокруг галереи, возведенной британским
архитектором Чарлзом Камероном в 1780-х годах и до сих пор носящей его имя.
А.С. Пушкин в одном из своих юношеских стихотворений назвал Камеронову
галерею «огромными чертогами», которые
«на своды опершись, несутся к облакам...». Кроме того, поэт задал вопрос:
«Не здесь ли мирны дни вели российски
боги, не се ль Минервы росской храм?»
Как и следовало ожидать от человека,
прожившего не один год в трехстах метрах
от постройки, о которой идет речь,
в здании Царскосельского лицея, он точно
определил главные особенности произведения Камерона, причем как формальные,
так и содержательные.
Чарлз Камерон
Чертеж ордеров Камероновой галереи. Середина
1780-х гг.
Здесь совмещены:
большой ордер (внешнего
контура здания) и малый
ордер средней остекленной
части
Действительно, прежде всего
Камеронова галерея поражает резким
контрастом своих двух этажей. Нижнего
темного, сумрачного, облицованного рваным камнем, с многочисленными арками,
сводами, поддерживающими примыкающий к ней Висячий сад; и верхнего – с его
легчайшей и параднейшей ионической
колоннадой, которая и правда кажется
уносящейся к облакам. Эта двойственность архитектурного образа имела
прямое отношение к идейному замыслу
постройки.
Галерея строилась как часть
«римских терм» в Царском Селе, где
по желанию Екатерины II должна была
ожить античность возможно более чувственным образом за счет возрождения
культуры омовения, как при императорах
Адриане, Диоклетиане или Каракалле.
В духовном же смысле благодаря прикосновению к произведениям искусства,
археологически точно подражавшим
древним образцам, посетитель царскосельских терм под сенью колоннады должен
был проникнуться ощущением «торжественной тишины» возрожденной древности.
Екатерина писала в Париж своему
постоянному корреспонденту барону
Гриму: «Эта колоннада тем особенно
приятна, что в холод у нее есть всегда одна
сторона, где он менее чувствителен. Середина моей колоннады стеклянная, внизу
и возле цветочный сад, низ колоннады
занят приближенными мне дамами (там
жили фрейлины – Д.Ш.), которые там,
как нимфы среди цветов, на колоннаде
стоят бюсты великих людей древности
Гомера, Демосфена, Платона». Благодаря
этим скульптурным изображениям
галерея была «населена» тенями античных властителей, полководцев, писателей
и философов. Причем изредка к ним присоединяли бюсты современников,
от ораторов британского парламента,
вроде Чарлза Фокса, если они выступали
с речами, угодными императрице,
до отечественных ученых, в частности
М.В. Ломоносова. Последнему весьма
завидовали его коллеги, например
Г.Р. Державин, который пытался добиться установки своего бюста, но в этом
не преуспел.
далее>>
вверх
|
 |
|