|
|
Ответ: Владимир Седов
Память себя. Королевский замок в Варшаве
VI-MMIII - 31.03.2003

Общий вид замка со стороны Краковского предместья
Что лучше – не иметь ничего (или руины) или все же иметь нечто, пусть и
заведомо новодельное? Оказывается, что иметь хоть что-нибудь для памяти народа
и государства все же важнее. И потому Варшавский замок, как и укрепления
Варшавы и Староместская площадь, восстановленные даже раньше замка,
оказываются все же не ординарным новоделом, а трогательным и подлинным
напоминанием о собственной истории.
Барочное крыло замка, выходящее на Вислу. Его
восстановили позже других корпусов
Тут можно рассуждать об уместности подобных акций в том или ином случае.
Где-то, как в Варшаве и пригородных дворцах Петербурга, без воссоздания
история бы просто исчезла, а где-то, как, например, в недавних реконструкциях –
в Москве в храме Христа Спасителя или в Дрездене в Фрауенкирхе – можно было
бы и удержаться от реконструкции. Но этот путь используется до сих пор, и в
Риге уже стоит на площади ренессансный Дом Черноголовых, построенный только
что, а в Новгороде вот-вот появится церковь Успения на Волотове Поле,
воссоздание которой финансируется немецкой стороной. С расстояния
восстановление Варшавского замка кажется оправданной акцией во имя
обретения себя, а мелкие (иногда и очень крупные, как в случае с храмом Христа
Спасителя) доделки недавнего времени кажутся уже струйками иссякающего
ручейка воссозданий, текущего от послевоенной растерянности и желания
вернуть утраченное.
Зал с сердцем Костюшко – историческая часовня
короля Станислава Августа. Здесь все неоклассическое убранство
воссоздано по фотографиям
Готическая декорация Старого двора Замка.
Здесь, кажется, есть фрагменты подлинной кладки
Отказ от воссоздания «близнецов» в Нью-Йорке вроде бы кладет предел этому
ручейку. Но вот что приходит в голову. В отличие от Павловска или Царского
Села, которые были восстановлены именно как культурное достояние, Варшавский
замок был еще и национальным символом. Так он осознавался и теми, кто его
восстанавливал, и теми, кто его разрушал – именно
поэтому немцы крушили его стены огнем артиллерии. Спрашивается –
а почему же поляки, вместо того чтобы взять и построить себе новый
превосходный символ своей национальной государственности и гордости, воссоздали
замок? Ведь они, хотя и не американцы, но тоже очень уверенная в себе и в своих
силах нация. Что заставило их тратить время и деньги на сложнейшие
реставрационные работы по воссозданию смешения давно отцветших стилей?
И невольно думаешь: может быть, кроме политики, кроме национальной гордости,
кроме символов, кроме всего этого за воссозданиями есть что-то еще? Все же
в Варшаве был великолепный, фантастический, уникальный готико-ренессансно-барочный замок. Не две
коробки – есть что воссоздавать.
<<вернуться
вверх
|
 |
|