приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Оксана Рудченко
Память кары. Недостроенный неф собора в Сиене
VI-MMIII - 31.03.2003

 

Эти руины в старом городе Сиены, приспособленные под автостоянку, появились не в результате разрушительных войн и наводнений. Это брошенный новый собор, который должен был сменить существующий и поныне старый храм. Сооружение этого гиганта оборвала Великая Чума середины XIV века, и недостроенный собор остался как память об этом бедствии

В Сиене испытываешь два уникальных пространственных переживания, возникающих благодаря не столько усилиям архитектуры, сколько эффекту ее исчезновения. В обоих случаях это городские площади. Одна – центральная, площадь Кампо, хранящая память об античном амфитеатре (см. «Проект Классика» №1). Вторая градостроительная фигура отсутствия – площадь рядом с главным собором.

На снимке с воздуха виден объем старого собора и остов недостроенного нового храма. Оси двух построек перпендикулярны

Возле сиенского Дуомо, как возле каждого городского средневекового собора, есть площадь, широкая ровно настолько, чтобы был виден фасад. Чтобы попасть в баптистерий, нужно пересечь еще одно пространство, вытянутое как-то вбок от собора, частично ограниченное постройками. Сначала оно тоже кажется сравнительно небольшим, с завышенными пропорциями, и смысл его не ясен, пока тебя не ошарашивает – это интерьер, и ты внутри остатков какого-то грандиозного здания. Тогда восприятие моментально меняется, и припаркованные машины задают совершенно иной масштаб. Под ногами обнаруживается план в натуральную величину, отметки стен и столбов, замыкающая стена оказывается фасадом. Впечатление прямо римское.

План собора в Сиене. Справа видны очертания задуманной постройки и травеи ее бокового нефа

Что недалеко от действительности, так как в XIV веке у сиенцев возник дерзкий замысел, по размаху достойный проектов римских пап эпохи Возрождения – возвести у себя самый большой собор христианского мира. Не то чтобы старый собор был мал – Дуомо вообще-то огромный – просто амбиций у богатеющего на банковских операциях города было еще больше. В общем, так происходило повсюду, если старый собор начинал казаться слишком скромным, его заменяли новым или строили другой на новом месте.

Общий вид старого собора Сиены в застройке старого города

Здесь же новый объем решили пристроить вплотную к старому, так, чтобы громада существующего собора стала для строящегося лишь трансептом. Сыграли на повышение, и размера и масштаба, – не просто сделать больше того, что было, но наглядно провести сравнение – то, что всем казалось большим, на самом деле мелочь по сравнению с тем, что будет.

Датой постройки сиенского собора (Santa Maria dell’Assunta) считается 1136 год. С начала XIII в., когда звезда города-республики стала восходить, собор принялись расширять и украшать, в чем принимали участие Никола и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио. В 1313–1316 годах были увеличены трансепт, абсида и построена существующая колокольня. Однако процесс реконструкции постепенно застопорился, и в 1322 году комиссия во главе с Лоренцо Маитани (руководителем строительства собора в Орвьето) вынесла заключение, что лучше построить новую базилику, «полную величия и великолепия». 23 августа 1339 года Большой городской совет провозгласил начало строительства нового храма, и начались работы по возведению трех гигантских нефов (средний – 50 м в длину и 30 м в ширину) и нового торцевого фасада, прозванного Facciatone, то есть «фасадище». По сравнению с тяжеловесным великолепием интерьера старой базилики, еще отчасти романской по чувству формы, новая должна была стать ярким и чистым образцом итальянской готики – светлой, просторной, мраморной – на исходе эпохи стиль достиг бы здесь апофеоза.

Амбициозно, честолюбиво – но ведь все во славу Господа и для повышения престижа родного города в напряженной обстановке соперничества с воинственными соседями. Однако, конец этой благочестивой гигантомании, характерной для Средних веков, пришел скоро и с неожиданной стороны – не из-за войны, не из-за отсутствия денег, вообще ни по одной из человеческих причин. Вмешалась чума.

далее>>

вверх

 Ответ

   
 

31.03.2003 VI-MMIII
Григорий Ревзин
Почему от WTC не осталось руин?

   

  Ответ / Память

   

31.03.2003 VI-MMIII
Сергей Ходнев
Память Бога. Стена Плача

   

31.03.2003 VI-MMIII
Владимир Седов
Память империи. Римский форум

   

31.03.2003 VI-MMIII
Оксана Рудченко
Память кары. Недостроенный неф собора в Сиене

   

31.03.2003 VI-MMIII
Сергей Ходнев
Память смерти. Костница Седлецкого монастыря

   

31.03.2003 VI-MMIII
Оксана Рудченко
Память места. Колокольня Сан Марко

   

31.03.2003 VI-MMIII
Владимир Седов
Память себя. Королевский замок в Варшаве

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна