приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Сергей Ходнев
Память Бога. Стена Плача
VI-MMIII - 31.03.2003

 

Стена плача в наши дни. Полированные плиты современного мощения контрастируют с неровностью квадров, из которых состоит циклопическая кладка времен царя Ирода. Верхняя часть стены, состоящая из более мелких блоков - результат средневековой фортификационной реставрации, благодаря своей чужеродности не разрушающей эффект руины

Завет. Вот из-за чего появилась эта несчастная стена. Завет, то есть договор между Богом и человечеством - то, что для всех религий древнего мира было полным нонсенсом. Какой такой договор между абсолютным произволом и конечностью? Израиль, правда, дорого платил по тем временам за эту беспрецедентную правовую привилегию. Платил беспрекословной верностью и кристально чистым единобожием, что в условиях древнего Ближнего Востока было не всегда легко. Но зато завет был заключен на вечные времена и по всем юридическим правилам, в ознаменование чего Моисей получил перечень "обязанностей со стороны Человека" - скрижали в заповедями. Скрижали хранились в золотом ковчеге; над крышкой этого ковчега (то есть над свидетельством Своего договора с людьми), между двумя золотыми же херувимами, Господу угодно было являться Моисею - а потом, после его смерти, присутствовать незримо.

Завет включал в себя и тщательно разработанную систему культа, в соответствии с которой строгий, ревнивый и любящий Абсолют давал Своему народу возможность почитать Его в специальном
святилище (которое, помимо прочего, должно было скрывать от взгляда людей, столь легко впадающих в разнообразную нечистоту, место обитания Божества). Поначалу, в соответствии с кочевым бытом скитальцев по пустыне, святилище было хоть и уникальным, но переносным. Именно этот шатер - Скиния - стал образцом для перманентного Храма, черед Второго пришел тогда, когда древнеизраильская государственность утратила все остатки кочевого бытования.

Трудно сказать, дожила ли именно миоисеева Скиния, сотворенная по богооткровенным эскизам руками художников Веселиила и Аголиава, до времен царя Давида, или это была ее реплика - в библейских текстах об этом ничего не сказано. Поскольку времени прошло с полтысячелетия, резоннее предположить, что Скинию поновляли или даже восстанавливали, но так тщательно, что ни общественное, ни религиозное сознание не уловило момента новизны. Давиду, отстроившему Иерусалим под царскую резиденцию, казалось неподобающим, что, он, Давид, живет во дворце, а Господь все еще обитает в шатре. Но царю, несмотря на его желание построить настоящий "дом Господень", было сказано свыше, что он пролил слишком много крови и потому недостоин совершить эту архитектурно-культовую революцию. Так роль человека, невместимому Богу построившего каменный дом, отошла к Соломону. Это он построил то великое, остатком которого является Стена Плача.

План Храма Ирода. Трапециевидная фигура, наложенная на ядро комплекса, обозначает контуры фундамента нынешней мечети Омара. К северо-западному углу примыкает построенная одновременно с Храмом цитадель Антония - согласно традиции, именно она являлась Преторией, местом резиденции Понтия Пилата

Предполагаемый общий вид Храмовой горы (горы Мориа) в евангельские времена. Часть опорной стены, ставшая впоследствии Стеной Плача, расположена между акведуком и лестничным подъемом на переднем плане

Соломон начал строительство Храма в четвертый год своего царствования (то есть в 961 г. до н. э.) и завершил его в семь лет. Местом стала гора Мориа, на которой в свое время Авраам собирался принести в жертву сына. Характерно, что, поскольку изящные искусства среди евреев, в силу традиций, не процветали, в архитекторы пришлось пригласить иностранца (и, по-видимому, еще и язычника) - Хирам, царь Тира Финикийского, прислал дружественному царю Израиля своего придворного зодчего-ремесленника, также звавшегося Хирамом. Общая схема Храма повторяла устройство Скинии; соответственно, центральной частью комплекса являлось святилище - прямоугольное здание с плоской кровлей размерами около 31 м в длину, 10 м в ширину и 15 м в высоту, освещаемое окнами, располагавшимися под потолком. Внутри, после небольшого притвора, располагались последовательно два помещения - Святое (hekal) и Святое святых (debir). Святое было местом, куда входили лишь священники, совершавшие ряд ритуальных действий (возжигание семисвечных светильников, воскурение ладана и предложение жертвенных хлебов). Святое святых, отделенное завесой, продолжало быть самым табуированным местом - таинственным обиталищем Божества, витающего над ковчегом Завета. Туда входил только первосвященник, да и то раз в год, в День очищения, окропляя ковчег кровью жертвы, принесенной за грехи всего народа. По периметру святилище было обстроено множеством подсобных помещений, размещенных в три яруса; вместе с ними его размеры достигали 52 м в длину и 27 в ширину. Основным местом общественного богослужения были два открытых двора, первый из которых был доступен всем, а второй, внутренний, отводился священникам и левитам. В этом дворе совершались жертвоприношения, составлявшие, наряду с пением псалмов, основную часть культа. Баснословную известность имела отделка Храма и его принадлежности. Внутренняя облицовка святилища была выполнена из ливанского кедра с украшениями из золота; все атрибуты Святого (кадильный жертвенник, стол предложения и светильники) были также золотыми, а в Святом святых над ковчегом стояли два гигантских золотых херувима (представлявшие собой не кудрявых ангелочков, а тератоморфных существ наподобие вавилонских крылатых быков, "керубу"). В священническом дворе стояли два гигантских медных столба (Иахин и Воаз), медный жертвенник, медный же бассейн для омовения жертв и десять омывальниц поменьше. Несмотря на очевидные отличия, эта схема построения в общем близка к традициям других ближневосточных религий - достаточно вспомнить древнеегипетские храмовые комплексы, так же состоявшие из системы иерархично упорядоченных дворов (где размещались молящиеся) и залов, череда которых завершалась неприкосновенной целлой. В 587 г. до н. э., при захвате Иерусалима войсками Навуходоносора, Храм был разграблен и уничтожен (по-видимому, вместе с ковчегом Завета). Уведенные в плен евреи переживали эту катастрофу вплоть до 538 г., когда персидский царь Кир Великий, завоевавший Вавилон, вернул их на родину, издав эдикт о восстановлении Храма. Второй Храм, он же Храм Зоровавеля (по имени знатного иудея, назначенного персами сатрапом Иерусалима), был построен с куда большей скромностью; те, кто помнил соломонов Храм, плакали, видя скудость его повторения. По-видимому, размеры Храма Зоровавеля остались прежними. Со временен он получил и новую утварь, вполне роскошную, но в 169 г. до н.э. Храм постигла очередная катастрофа: захвативший Иудею селевкидский царь Сирии Антиох IV Эпифан разграбил его и осквернил. Очередное новое освящение Храма в 164 г. до н.э. - после ниспровержении власти Селевкидов и политического альянса с Римской республикой - стало поводом для установления праздника Хануки. Столетие спустя лавры Соломона не давали спать амбициозному царю, благодаря макиавеллиевской хитрости и умелому использованию политических пертурбаций в Средиземноморье выдвинувшемуся в I ключевые фигуры ближневосточного региона- Ироду Великому. Стремясь и себя прославить, и польстить своему сюзерену - императору Августу, Ирод строил в чудовищных количествах, где только можно демонстрируя римское влияние. Чего он только не возводил-Иосиф Флавий перечисляет дворцы, театры. цирки, военные и морские базы, курортные здравницы и целые города (в основном многочисленные Цезареи-Кесарии). Но достойным завершением этой деятельности мог быть только новый иерусалимский Храм, по мысли царя, обреченный стать восьмым чудом света. Иудеи, крайне скептически относившиеся к религиозности Ирода, поначалу восприняли в; инициативу без энтузиазма; в качестве знака благочестия царю пришлось, в частности, обучить строительным ремеслам 1000 священников, которым было поручено строительство нового святилища. Разобрав старый Храм, строители вдвое увеличили площадь Храмовой горы с помощью насыпей; итоговая площадь ансамбля совпадала с площадью, занимаемой ныне комплексом мечети Омара - почти одна пятая тогдашнего Иерусалима. В западной части | комплекса, обнесенного укреплениями, находилось новое святилище (на сей раз квадратное: приблизительно 50X50 м при 60м высоты), приподнятое на высокий стилобат. Как и все здания Храма, оно было декорировано довольно причудливым с - восточные традиции смешивались с влияниями греко-римской архитектуры, сказавшимися главным образом в многочисленных колоннадах и портиках. Центральный фасад, насколько можно понять по описанию Иосифа Флавия и по разрозненным данным Талмуда, был оформлен чем-то вроде триумфальной арки, фриз который украшала гигантская виноградная лоза из вызолоченной бронзы (причем каждая гроздь была в человеческий рост). Измерения Святого и Святого святых остались прежними, толы высота увеличилась (в Святом святых было по-прежнему пусто). В отличие от соломоновой планировки, Храм Ирода обладал более сложной системой дворов, располагавшихся концентрически. Двор священников с жертвенником всесожжения непосредственно I окружал святилище, далее шли двор Израиля, двор женщин и внешний двор язычников, наиболее обширный из всех (именно здесь располагались те торговцы и менялы, которых изгонял Христос). Оконченный в 64 г. до н.э., Храм просуществовал чуть больше века. В 70 году н.э., в ходе первой Иудейской войны войска Тита, захватив Иерусалим, довольно долго осаждали Храм, после чего запершиеся в его стенах деморализованные защитники города сами подожгли его. После пожара, разграбления и разрушения - ставшего для евреев окончательной политической и религиозной катастрофой - от Храма остался только небольшой кусок западной опорной стены. Остальная часть укреплений, окружающих Храмовую гору сейчас, возведена крестоносцами.

далее>>

вверх

 Ответ

   
 

31.03.2003 VI-MMIII
Григорий Ревзин
Почему от WTC не осталось руин?

   

  Ответ / Память

   

31.03.2003 VI-MMIII
Сергей Ходнев
Память Бога. Стена Плача

   

31.03.2003 VI-MMIII
Владимир Седов
Память империи. Римский форум

   

31.03.2003 VI-MMIII
Оксана Рудченко
Память кары. Недостроенный неф собора в Сиене

   

31.03.2003 VI-MMIII
Сергей Ходнев
Память смерти. Костница Седлецкого монастыря

   

31.03.2003 VI-MMIII
Оксана Рудченко
Память места. Колокольня Сан Марко

   

31.03.2003 VI-MMIII
Владимир Седов
Память себя. Королевский замок в Варшаве

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна