приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Сергей Ходнев
Память смерти. Костница Седлецкого монастыря
VI-MMIII - 31.03.2003

Обелиск, украшенный черепами

Вообще-то такие катастрофы не было принято увековечивать, поскольку полагалось отмечать лишь благополучное избавление от них. Седлецкая церковь здесь исключение: слезы радостной благодарности при взгляде на ее декор не спешат наворачиваться. И все-таки память о смерти, которую предлагает Костница, – это нечто большее, чем какой-то барочный Halloween. Большее именно благодаря тому, что это не отдельно взятый случай декора, а архитектурное сооружение. У Бога все живы, на свой лад напоминает она. Это же церковь, и здесь, на престоле, надлежит вновь и вновь повторяться – в воспоминание одной великой смерти – вечному таинству, которое в едином жертвоприношении примиряет всех умерших и всех живущих. В том числе и несчастных жителей Богемии, размыканных по рокайлям и картушам, которые сами собой говорят о такой катастрофичности, с которой благодушно примириться довольно трудно. И понятно, что при любой степени научной подготовленности зрелище бесконечного числа костей и черепов по порядку в первую очередь эмоционально шокирует. Но вопрос – чем? Фантастической, на грани безумия, аффектацией тезиса «Помни о смерти».

Герб рода Шварценбергов, представители которого финансировали переустройство Костницы

Справившись с чисто эмоциональным впечатлением от Костницы, трудно не заметить, что память, которую она нам предлагает – это, собственно, целая система памяти. В общем-то, это вполне закономерно, ибо барокко – это не только капризы и экстравагантность, но и декартовский esprit de systeme, «дух системы», который почти неизбежно оказывается оборотной стороной любой барочной «странности». И больше всего это заметно в архитектуре, какой бы она ни была. Какая-нибудь позднебарочная церковь, интерьер которой перегружен криволинейными пространствами, живописный плафон – хаотически роящимися ангелами и святыми, а фасад – тяжеловесными издевательствами над классическим ордером, оказывается на поверку довольно стройной системой, в которой четко обособленными слоями расположены подсистемы – подсистема объемно-пространственных построений, подсистема иллюзорно-перспективных построений, подсистема идеологически-богословских символов и так далее. То есть это, образно говоря, текст, форма которого как будто продиктована мятежной иррациональностью, а на самом деле облекает вполне стройный ряд ясных и рациональных подтекстов. И эта бурная патетика продиктована даже не столько субъективной мятежностью, сколько стремлением как можно универсальнее и нагляднее (чтобы пробирало как следует) все систематизировать. Аналогия с текстом помогает сопоставить такой ход мысли архитектора с ходом мысли тогдашнего гуманитария, которому ведь тоже хотелось все систематизировать, уложив в несколько слоев и в красочную оболочку. Какая-нибудь «Musurgia Universalis» Афанасия Кирхера, образца барочной иезуитской учености, – пример особенно наглядный, но любая энциклопедия (в оригинале – тоже порождение esprit de systeme) говорит о том же. Расположение статей по алфавиту – это общее место, все согласны, что так удобнее, но если отвлечься от общепринятости, то становится неясным, отчего, собственно, произвольное насилие над информацией, продиктованное условностями языка, располагает Гегеля перед Гоголем, а Бабеля перед Бебелем.

Символический костяной потир

В чем-то такова и система памяти в Седлецком монастыре, где останки расположили без всякой хронологической и анатомической правильности. В ней тоже можно обнаружить несколько слоев, и в частности – слой архитектурный, на первый взгляд мало связанный с реальной архитектурой церкви Всех Святых. Дело в том, что пресловутые останки здесь трактуются во многом как система руин, при том своебразном понимании руины, которое характерно для барокко. Ведь для него, в отличие от романтизма, руины – повод не к личной мечтательности, а к раздумьям об объективной беспощадности времени. В этом смысле даже лучше, если руина будет неопознанной или даже выдуманной: объективированность раздумий парадоксальным образом становится острее. А значит, острее звучит вездесущее memento mori. То же самое происходит с седлецкими черепами. Одно дело – держать в руках череп Йорика и вспоминать его личность, и совсем другое дело – стоять перед тысячами черепов совершенно незнакомых тебе людей, о которых неизвестно буквально ничего – кроме того, что они жили. И тут совершенно не нужно знание о том, что такой-то череп принадлежал тому же горожанину, что и вон та косточка и вот тот позвоночник. Декор, в который превращены бренные останки – это та внешняя оболочка, которая только обостряет сумму уроков памяти, преподавемых посетителю этими человеческими руинами. И трудно острее потребовать, чтобы о них помнили.

<<вернуться

вверх

 Ответ

   
 

31.03.2003 VI-MMIII
Григорий Ревзин
Почему от WTC не осталось руин?

   

  Ответ / Память

   

31.03.2003 VI-MMIII
Сергей Ходнев
Память Бога. Стена Плача

   

31.03.2003 VI-MMIII
Владимир Седов
Память империи. Римский форум

   

31.03.2003 VI-MMIII
Оксана Рудченко
Память кары. Недостроенный неф собора в Сиене

   

31.03.2003 VI-MMIII
Сергей Ходнев
Память смерти. Костница Седлецкого монастыря

   

31.03.2003 VI-MMIII
Оксана Рудченко
Память места. Колокольня Сан Марко

   

31.03.2003 VI-MMIII
Владимир Седов
Память себя. Королевский замок в Варшаве

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна