|
|
Нарыв
Грот Ренессанса
IV-MMII - 27.07.2002
Театральный источник
архитектуры гротов.
Декорация к пьесе
«Паломница» Баргальи..
Гравюра 1592 г. по
мизансцене Буонталенти,
созданной для постановки
1589 г.
Джорджо Вазари и
Бернардо Буонталенти.
Фасад Большого грота в
садах Боболи.
1557 –1560
Это грот, построенный театральным
декоратором, и поэтому истоки того, что
мы видим здесь, не в трактате Альберти
и не в реальных пещерах. Они – в практике
ренессансной сценографии, восходящей
к Витрувию и его возрожденческому последователю Себастиано Серлио.
Витрувий,
описывая «сатирическую» (сельскую)сцену,
говорил, что она должна быть «украшена
деревьями, пещерами, горами»(2). Серлио,
чей иллюстрированный трактат
по сценографии вышел
в 1545 году, добавлял: гроты
и «русла ручьев украшаются
Лягушками, Улитками, Черепахами, Жабами, Змеями
и другими зверями; Кораллы,
Перламутр и другие раковины
должны быть заткнуты между
камнями»(3).
|
(2) Nagler A.M.,
«A source book in
theatrical history»,
New York,Dover
Publications Inc.,
1959
(3) Serly (Serlio)
S.,«The First Book
of Architecture »,
London,1611.
|
По существу, перед нами описание
Большого грота, перекликающееся с образцами работы самого Буонталенти в тех же садах
Боболи. Оформляя в 1589 году «Брань с
драконом Питонским», он устроил декорацию, в которой «Театр представлял лес.
В середине сего леса была ужасная пещера,
в которой сей дракон скрылся. Перед
пещерою видно было такое место, на котором
трава вся потоптана и иссохла от ядовитой
мокроты оного дракона»(4).
|
(4) Фон Штелин Я.
«Историческое
описание онаго
театрального действия, которое
называется опера», приложение
к газете «Санкт-Петербургские ведомости »,
1738.
Современное издание текста «Театральная жизнь
России в эпоху
Анны Иоанновны.
Документальная
хроника 1730 –
1740», выпуск 1,
сост .Л.М.Старикова,
М.,
«Радикс», 1995
|
Зрители этого спектакля, происходившего прямо под открытым небом,
потом шли гулять
по саду. И, свернув в один из
его неочевидных закоулков,
натыкались на Большой грот...
Даже ярусность фасада грота
и ниши на нем становятся понятны, если вспомнить сценическую «переднюю стену»,
scenae frons, в палладиевском
театре Олимпико (1580), сделанную по образцу «архитектурных» задников римских театров.
В трех проемах, которыми
они неизменно снабжались,
и появлялись декорации
конкретных сцен. Грот, уединенный приют
влюбленных, обитель волшебника или логово
чудовища, был самой популярной из них.
Имея столь явно театральную природу,
Большой грот в Боболи не является изображением реальной пещеры и,
в отличие от
многих других образчиков ренессансной
парковой архитектуры, не пытается замаскироваться под естественную природу.
Он ее
изображает – в манере весьма условной, но
именно за счет этого узнаваемой и образной.
Опытный декоратор, Буонталенти знал,
что натуралистическое воспроизведение
редко достигает желаемого эффекта. Но, если
уж поставлена задача напомнить людям, что
в мире есть два начала, что природа контрастна,
если уж нужно обозначить присутствие
во Вселенной еще одного парадоксального
элемента, то сделать это можно просто и
эффектно. Этот элемент был вызван к жизни
литературным, мифологизированным сознанием,
воспринимающим природу исключительно сюжетно.
Буонталенти, используя
своеобразное «доказательство от противного»,
возвращал его обратно в рамки условного
искусства. И, что характерно, его моделью
была декорация не просто сельская, но
«сатирическая»: гротескная, причудливая,
необычная, нарочито неправильная. С мохнатыми козлиными ногами,
черепахами,
жабами и «раковинами, засунутыми между
камней».
Евгения Микулина
<<вернуться
вверх
|
|
|