приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Нарыв 
Грот Ренессанса
IV-MMII - 27.07.2002




Театральный источник архитектуры гротов. Декорация к пьесе «Паломница» Баргальи.. 
Гравюра 1592 г. по мизансцене Буонталенти, созданной для постановки 1589 г. 


Джорджо Вазари и Бернардо Буонталенти. 
Фасад Большого грота в садах Боболи.
1557 –1560

Это грот, построенный театральным декоратором, и поэтому истоки того, что мы видим здесь, не в трактате Альберти и не в реальных пещерах. Они – в практике ренессансной сценографии, восходящей к Витрувию и его возрожденческому последователю Себастиано Серлио. Витрувий, описывая «сатирическую» (сельскую)сцену, говорил, что она должна быть «украшена деревьями, пещерами, горами»(2). Серлио, чей иллюстрированный трактат по сценографии вышел в 1545 году, добавлял: гроты и «русла ручьев украшаются Лягушками, Улитками, Черепахами, Жабами, Змеями и другими зверями; Кораллы, Перламутр и другие раковины должны быть заткнуты между камнями»(3).

(2) Nagler A.M.,
 «A source book in theatrical history», New York,Dover Publications Inc., 1959

(3) Serly (Serlio) S.,«The First Book of Architecture », London,1611.

По существу, перед нами описание Большого грота, перекликающееся с образцами работы самого Буонталенти в тех же садах Боболи. Оформляя в 1589 году «Брань с драконом Питонским», он устроил декорацию, в которой «Театр представлял лес. В середине сего леса была ужасная пещера, в которой сей дракон скрылся. Перед пещерою видно было такое место, на котором трава вся потоптана и иссохла от ядовитой мокроты оного дракона»(4).


(4) Фон Штелин Я.
«Историческое описание онаго театрального действия, которое называется опера», приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости », 1738. Современное издание текста «Театральная жизнь России в эпоху Анны Иоанновны. 
Документальная хроника 1730 – 1740», выпуск 1, 
сост .Л.М.Старикова, 
М., «Радикс», 1995

Зрители этого спектакля, происходившего прямо под открытым небом, потом шли гулять по саду. И, свернув в один из его неочевидных закоулков, натыкались на Большой грот... Даже ярусность фасада грота и ниши на нем становятся понятны, если вспомнить сценическую «переднюю стену», scenae frons, в палладиевском театре Олимпико (1580), сделанную по образцу «архитектурных» задников римских театров. В трех проемах, которыми они неизменно снабжались, и появлялись декорации конкретных сцен. Грот, уединенный приют влюбленных, обитель волшебника или логово чудовища, был самой популярной из них. Имея столь явно театральную природу, Большой грот в Боболи не является изображением реальной пещеры и, в отличие от многих других образчиков ренессансной парковой архитектуры, не пытается замаскироваться под естественную природу. Он ее изображает – в манере весьма условной, но именно за счет этого узнаваемой и образной. Опытный декоратор, Буонталенти знал, что натуралистическое воспроизведение редко достигает желаемого эффекта. Но, если уж поставлена задача напомнить людям, что в мире есть два начала, что природа контрастна, если уж нужно обозначить присутствие во Вселенной еще одного парадоксального элемента, то сделать это можно просто и эффектно. Этот элемент был вызван к жизни литературным, мифологизированным сознанием, воспринимающим природу исключительно сюжетно. Буонталенти, используя своеобразное «доказательство от противного», возвращал его обратно в рамки условного искусства. И, что характерно, его моделью была декорация не просто сельская, но «сатирическая»: гротескная, причудливая, необычная, нарочито неправильная. С мохнатыми козлиными ногами, черепахами, жабами и «раковинами, засунутыми между камней». 


Евгения Микулина

<<вернуться

вверх

 Ответ

   
 

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
Бывшее место человека.

   

  Ответ / Случайные связи

   

27.07.2002 IV-MMII
Евгения Микулина
Нарыв. Грот Ренессанса

   

27.07.2002 IV-MMII
Сергей Ходнев 
Взрыв. «Фонтан Четырех Рек» на площади Навона в Риме

   

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
Разрыв. Колоннада Аполлона в Павловске

   

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин 
Обрыв. Дворец и Большой хаос в Алупке

   

27.07.2002 IV-MMII
Владимир Седов 
Срыв. Дом Городецкого в Киеве

   

27.07.2002 IV-MMII
Владимир Седов 
Прорыв. Дом Фрея II

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна