приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Нарыв 
Грот Ренессанса
IV-MMII - 27.07.2002




Дж.Утенс. Сады Боболи и палаццо Питти во Флоренции.
Ведута конца XVI в.

Первые описания гротов были даны у Леона Баттиста Альберти в трактате «De re aedificatoria» (1452). Он рекомендовал строить их из материалов «дырчатых и искривленных, используя кусочки вулканической травертиновой губки...». «Я сам,– замечает Альберти,– видел, что [древние] смазывали стены грота зеленым воском, чтобы изобразить, будто неровная поверхность их покрыта мхом. Я видел также подобную пещеру, которая мне очень понравилась потому, что в ней был фонтан, и все было украшено разного рода ракушками устриц и остатками других морских гадов»(1).

(1) Battisti E., «Natura Artificiosa to Natura Artificialis».
Сбор ник «The Italian Garden.Dumbarton Oaks Colloquium on the history of landscape architecture»,
ed.by Coffin D., Washington DC, Dumbarton Oaks Trustees for Harvard University, 1972

В этом описании – еще одна важная черта: использование настоящих раковин и других палеонтологических остатков, удовлетворявших научную любознательность ренессансного мировоззрения. Ключевая позиция для Альберти – сходство с реальной природой, маскировка под нее, которые и стали для «гротостроителей» основными целями: гроты делались из натуральных материалов, сталактитов и сталагмитов, наломанных в настоящих пещерах. Но при этом, конечно, снабжались самыми невообразимыми украшениями, призванными подчеркнуть причудливость самого места.


Ящерица из эмалированной терракоты из грота парка Тюильри в Париже. 
Между 1564 и 1576 г.

Украшения эти, равно как сюжеты античных мифов, могут быть и прекрасными, и извращенно устрашающими. Потому на скальных группах, фонтанах и гротах ренессансного сада можно встретить Венеру и циклопа, Пегаса и дракона. Гигантская статуя «Аппенин» в Пратолино, работы Джамболоньи, сидит на скале и рукой прижимает к земле голову монстра, изо рта которого хлещет фонтан: и титан сверху, и монстр внизу – разнозаряженные полюса одного мира, противоположного рациональной геометрии стриженой зелени «парадной» части сада.. Пратолино, один из характернейших в своей контрастности садов Возрождения, был создан архитектором Бернардо Буонталенти (1536 – 1608), бывшим также крупнейшим паркостроителем и театральным декоратором позднего Ренессанса. Сад этот был почти полностью уничтожен в 1819 году ради создания пейзажного парка (остался, собственно, только гигант-Аппенины). Менее эффектна, но в каком-то смысле более характерна другая работа Буонталенти – реконструкция Grotta Grande, «Большого грота», во флорентийских садах Боболи, возникшего на месте питомника для рассады (возможно – навеса над садком для разведения рыб), построенного Джорджо Вазари в 1557 –1560 годах. Именно Буонталенти сделал это прозаическое здание гротом, противопоставив его причудливый облик строгой регулярности гигантских садов Боболи, лежащих на склоне холма, спускающегося к циклопическому по масштабам дворцу Питти. Большой грот, или, как его еще называют иногда, грот Буонталенти,– странная постройка. Он даже не особенно похож на грот, это просто небольшой дом, арочный вход в который украшен колоннами и «мохнатыми» скульптурными гирляндами.. Повсюду – масса уродливого зверья в странных позах (статуи Мира, Гармонии, Единорога и Черепахи, все –Джованни Баттиста дель Тадда). В нишах – люди какие-то стоят (это статуи Бахуса и Цереры работы Баччо Бандинелли), и все в целом носит характер вовсе не подражания природе, рекомендованного Альберти, не изображения того, как она на самом деле выглядит, но, скорее, ее обозначения.

<<вернуться далее>>

вверх

 Ответ

   
 

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
Бывшее место человека.

   

  Ответ / Случайные связи

   

27.07.2002 IV-MMII
Евгения Микулина
Нарыв. Грот Ренессанса

   

27.07.2002 IV-MMII
Сергей Ходнев 
Взрыв. «Фонтан Четырех Рек» на площади Навона в Риме

   

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
Разрыв. Колоннада Аполлона в Павловске

   

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин 
Обрыв. Дворец и Большой хаос в Алупке

   

27.07.2002 IV-MMII
Владимир Седов 
Срыв. Дом Городецкого в Киеве

   

27.07.2002 IV-MMII
Владимир Седов 
Прорыв. Дом Фрея II

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна