|
|
Нарыв
Грот Ренессанса
IV-MMII - 27.07.2002
Дж.Утенс. Сады Боболи
и палаццо Питти во
Флоренции.
Ведута конца
XVI в.
Первые описания гротов были даны у Леона
Баттиста Альберти в трактате «De re aedificatoria»
(1452). Он рекомендовал строить их из
материалов «дырчатых и искривленных,
используя кусочки вулканической травертиновой губки...».
«Я сам,– замечает Альберти,–
видел, что [древние] смазывали стены грота
зеленым воском, чтобы изобразить, будто
неровная поверхность их покрыта мхом.
Я видел также подобную
пещеру, которая мне очень
понравилась потому, что в
ней был фонтан, и все было
украшено разного рода ракушками устриц и остатками
других морских гадов»(1). |
(1) Battisti E.,
«Natura Artificiosa
to Natura
Artificialis».
Сбор
ник «The Italian
Garden.Dumbarton
Oaks Colloquium on
the history of landscape architecture»,
ed.by Coffin D.,
Washington DC,
Dumbarton Oaks
Trustees for
Harvard University, 1972 |
В этом описании – еще
одна важная черта: использование настоящих раковин и
других палеонтологических
остатков, удовлетворявших
научную любознательность
ренессансного мировоззрения. Ключевая позиция для
Альберти – сходство с реальной природой, маскировка под нее,
которые
и стали для «гротостроителей» основными
целями: гроты делались из натуральных
материалов, сталактитов и сталагмитов,
наломанных в настоящих пещерах. Но при
этом, конечно, снабжались самыми невообразимыми украшениями,
призванными
подчеркнуть причудливость самого места.
|
Ящерица из эмалированной терракоты из грота
парка Тюильри в Париже.
Между 1564 и 1576 г. |
Украшения эти, равно как сюжеты античных
мифов, могут быть и прекрасными, и извращенно устрашающими.
Потому на скальных
группах, фонтанах и гротах ренессансного
сада можно встретить Венеру и циклопа,
Пегаса и дракона. Гигантская статуя «Аппенин» в Пратолино,
работы Джамболоньи,
сидит на скале и рукой прижимает к земле
голову монстра, изо рта которого хлещет фонтан:
и титан сверху, и монстр внизу – разнозаряженные полюса одного мира,
противоположного рациональной геометрии стриженой
зелени «парадной» части сада..
Пратолино, один из характернейших
в своей контрастности садов Возрождения,
был создан архитектором Бернардо Буонталенти (1536
– 1608), бывшим также крупнейшим паркостроителем и театральным
декоратором позднего Ренессанса. Сад этот
был почти полностью уничтожен в 1819 году
ради создания пейзажного парка (остался,
собственно, только гигант-Аппенины). Менее
эффектна, но в каком-то смысле более характерна другая работа Буонталенти – реконструкция Grotta Grande,
«Большого грота»,
во флорентийских садах Боболи, возникшего
на месте питомника для рассады (возможно –
навеса над садком для разведения рыб),
построенного Джорджо Вазари в 1557 –1560
годах. Именно Буонталенти сделал это
прозаическое здание гротом, противопоставив его причудливый облик строгой регулярности гигантских садов Боболи,
лежащих
на склоне холма, спускающегося к циклопическому по масштабам дворцу Питти.
Большой грот, или, как его еще называют иногда,
грот Буонталенти,– странная
постройка. Он даже не особенно похож на
грот, это просто небольшой дом, арочный
вход в который украшен колоннами и
«мохнатыми» скульптурными гирляндами..
Повсюду – масса уродливого зверья в странных позах (статуи Мира,
Гармонии, Единорога и Черепахи, все –Джованни Баттиста дель
Тадда). В нишах – люди какие-то стоят
(это статуи Бахуса и Цереры работы Баччо
Бандинелли), и все в целом носит характер
вовсе не подражания природе, рекомендованного Альберти,
не изображения того, как
она на самом деле выглядит, но, скорее,
ее обозначения.
<<вернуться далее>>
вверх
|
 |
|