|
|
Современная классика
Евгений Полянцев:
«Я сел писать традиционный роман XIX века»
XII-MMIV - 28.11.2004
Планы «Охотничьего домика»
Г.Р.
Классика – язык канонический, по нему есть учебники, трактаты, многие люди
относятся к нему как к нормативному. С другой стороны, исторически известно,
что любые нормы трактатов мало соответствуют реальному течению событий.
От норм отклоняться можно, было бы зачем. Так вот. С нормативной точки зрения
у вас много что сказано неправильно. Цокольный этаж практически не выражен,
хотя в нем огромное количество помещений. Отсюда не работает трехчастное
деление фасада, низ и верх практически равны. Появляются эркеры, не представимые на классическом доме – это скорее
из языка модерна. У вас неклассическая тектоническая структура – поэтажная
с сеткой равнонапряженных оконных проемов. Тектоника строится скорее
на образе решетки, чем на основе отношений несущего-несомого в логике ордера.
Колонны слишком вытянуты, устой располагается по центру симметрии,
что запрещено любым учебником классической архитектуры. Арка
в центральном портике не обоснована никакими классическими образцами
и совсем не понятно зачем режет окно – в результате центральный проем оказывается самым маленьким. Поскольку у вас
первый и второй этажи равны по высоте, то из круглых окон второго света
на парковом фасаде получились овальные окна, что совсем странно. И так далее.
Я подчеркиваю – если анализировать по Витрувию любую рядовую русскую
усадьбу, тоже найдешь массу странных вещей, и эти странности никак не отменяют ее ценности. Но всегда хочется понять,
насколько сознательны изменения ордерного языка. У вас они сознательны?
Е.П.
Я не пытался играть роль крепостного архитектора, но если говорить о неправильностях, то с какой точки зрения?
Язык классики менялся, у Палладио много свободы. Для меня классицизм
связан и с асимметрией. Эта асимметрия может быть выражена ярче, как в произведениях Крие или Грейвза, а может быть
сделана достаточно сдержанно. Делая грамматические ошибки с точки зрения
«правильной латыни», мне казалось, что я расставляю некие знаки современности. В этой арке, которая откровенно
срезает окно, есть ощущение ширмы, фасад как бы расслаивается по планам.
Мне это показалось важнее ошибки в архитектуре. На одном из первых съездов Союза архитекторов кто-то из великих
сказал: «Архитектура не должна быть, как утренняя газета», ошибки рождают
интерес. Вертикальные оси, то, что вы называете «решеткой», как мне кажется,
придали строгости главному фасаду. В моем понимании классицистический
язык столь же изменчив, сколь и гибок, что позволяет говорить на современном
языке и допускать «ошибки», иначе получаются длинные фразы, а их сегодня
не читают.
Фасады «Охотничьего домика» в парке
Г.Р.
Традиционная идея ордера состоит в тектонической гармонизации полученной
композиции, отношения колонн и фриза являются некой метафорой того,
что происходит в стене. У вас получается, что композиция портика и композиция
стены имеют разную тектонику. Ваш портик согласован с тем, что происходит
дальше в здании, или это еще одна ширма?
Е.П.
Это эмоциональная ширма. Но знак подмосковной усадьбы – непременно портик,
хотя бы четырехколонный. И пусть тогда он летит свободно, пусть вытягивается,
пусть живет своей жизнью. Как призраки Борисова-Мусатова. Это не более чем
некий флер той ушедшей жизни, отчасти нематериальный.
По сути весь этот дом и эта усадьба являются таким «призраком». Сама эта
жизнь, даже с чисто материальной точки зрения, несколько нереальна. Отчасти мне
хотелось выразить именно это. И отсюда, наверное, те «неправильности», о которых
вы говорите. Но может ли быть призрак «неправильным»? Трактат ведь предполагает, что есть некая массовая практика,
которой он учит. А у нас ее нет, есть уникальное явление. До известной степени
оно – само себе закон.
<<вернуться
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Здесь / проект
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Здесь / реконструкция
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|