приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
Остоженка в русской архитектуре
VI-MMIII - 30.04.2003

Три вопроса архитекторам

1. Остоженка застраивалась десять лет в соответствии с принципами средового подхода. Как вы считаете, удалось ли сохранить среду Остоженки?

2. В статье главного редактора средовой подход рассматривается как способ легитимизации неомодернистской архитектуры в России, своего рода прикрытие «произвола» архитектора. Что вы об этом думаете?

3. Оригинальная, сильная, «авторская» архитектура часто приносится в жертву окружению – таковым образом демонстрируется уважение к месту и истории. С другой стороны, хорошая архитектура сама по себе работает на повышение ценности района. Может быть, это более правильный способ выразить свою любовь к родному городу?

Сергей Скуратов

1
Если говорить о почти «сталкеровском» районе в полукилометре от Кремля, то он почти исчез. Но эта тенденция существует во всем мире. Этот процесс неизбежен. Меня могут побить коллеги, но на Остоженке, кроме Зачатьевского монастыря, двух–трех церквей и нескольких домов нечего сохранять. «Дух Остоженки» – почти киношный образ, это что-то для фото или киносъемки: туман, влажность... К сожалению, не архитектурные категории. Хотя П.Цумтор, которого я очень люблю и ценю, архитектуру воспринимает именно через запахи, воспоминания. В рамках короткого ответа невозможно углубляться в эту тему. Тем не менее факт – среда исчезла, стала другой.

2
Я думаю, что в данном случае термин «средовой подход» это некое лукавство, способ согласования или «мягкого» продвижения идей модернизма. Яркие примеры «средового подхода» – строительство в таких городах, как Брюгге, где все строится из красного кирпича. Но это очень плакатная схема. Конечно, контекст Остоженки очень сложный и для русского человека носит чувственный, ассоциативно-переживательный характер. Каждый, кто говорит о «духе места», имеет в виду что-то свое личное, сокровенное (из биографии). Каждый реагирует по-своему, и главным оказывается личность архитектора. Архитектура – его портрет. И каков масштаб личности, каковы склонности, фобии – такова и архитектура. Всегда были носители идей и аранжировщики. Последние назывались средовиками. Я надеюсь, что более молодому поколению, которому не приходилось пробиваться к желаемому результату партизанскими способами, будет легче обнаружить в себе и зафиксировать в камне то, что близко их сердцу и разуму.

3
Вся проблема заключается в том, что ни те, кто строит, ни те, кто оценивают, не знают, что такое хорошая архитектура. Каковы критерии? Чистота идеи, ясность композиции, убедительная рациональность выбранного приема, с хорошим вкусом подобранные материалы, пропорции, динамика и еще сотня других комплиментарных слов. Идея, как любовь, может быть ужасной, несвоевременной, неубедительной, неуместной, но архитектор не может излечиться от нее как от некой заразы. И что? Он из проекта в проект декларирует свою парадоксальность и нетривиальность взгляда. Как быть с критикой? Короче. Одни любят толстеньких, другие худеньких.

Владимир Ходнев, Елена Костина

1
Сохранить среду удалось весьма относительно, но при таких масштабах и сроках реконструкции большей степени сохранности среды вряд ли можно было достигнуть. То, что мы видим сейчас из новой архитектуры, все немного чужое, еще не прижившееся, похожее на дорогие и непривычные глазу растения из европейских питомников.

2
В настоящее время взгляд на средовой подход как «алиби» близок к истине, хотя тезисы средового подхода, сформулированные в работах Алексея Гутнова, были направлены прежде всего против произвола архитекторов и архитектурных властей в определении основных параметров новой застройки. Пожалуй, в этой части средовой подход все-таки сыграл и продолжает играть свою роль. А в части выбора стилистики, действительно, хотели как лучше, а получилось как всегда.

3
Хорошая архитектура не может быть агрессивной по отношению к историческому окружению, это проявление архитектурной невоспитанности и неинтеллигентности. А уважение к «месту» у каждого архитектора или есть, или его нет (тогда приходится его демонстирировать), но, очевидно, что оно не может сковывать действия архитектора, наоборот, определенная обусловленность задач всегда помогает решению.

Юрий Григорян

1
Среду Остоженки сохранить в большей степени удалось с градостроительной точки зрения, с исторической – нет. Ценность исторической среды определяется ее подлинностью. На Остоженке слишком большой оказалась разница между стоимостью земли и качеством старой застройки, которую инвесторам невыгодно приспосабливать к новым стандартам.

2
Средовой подход не только прикрывает новую архитектуру в старом городе, но и зачастую позволяет имитировать старые здания вместо их сохранения и реставрации.

3
Не нужно соперничать со старым городом, чтобы создать сильную архитектуру. Новое здание всегда хочет быть подарком и городу и архитектуре.

<<вернуться   далее>>

вверх

 Архив

     

30.04.2003 VI-MMIII
Григорий Ревзин
Остоженка в русской архитектуре

     

30.04.2003 VI-MMIII
Проект реконструкции Русского музея
Мастерская Михаила Филиппова
Григорий Ревзин
Периферийный центр

     

30.04.2003 VI-MMIII
Владимир Седов
Плоды просвещения

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна