|
|
Современная классика
Владимир Седов
Плоды просвещения
VI-MMIII - 30.04.2003
Косметический салон для мужчин «Калигула»
Санкт-Петербург, 2-я Советская ул., 20.
«Архитектурная мастерская М.Атаянца»
Архитекторы: Максим Атаянц, Екатерина Уралова
Реализация: 2002
Написанный на стене в технике фрески павлин
может стать знаком той причудливой декорации,
которую создал Атаянц
В первом этаже эклектического доходного дома в петербургском районе
Пески появился мужской косметический салон. Хозяева хотели видеть свой салон,
названный в честь легендарного императора скорее в связи с фильмом Тинто Брасса,
чем с пьесой Камю, в «античном стиле». Архитектор Максим Атаянц приходит
и делает мужской косметический салон в античном, «втором помпейском» стиле.
Ну что тут может быть занимательного или поучительного? Те хотели, этот
сделал, теперь все довольны. Такой вот рецидив эклектики в начале XXI века,
не такой уж и редкий.
Авторские эскизы отдельных частей салона:
прихожая и нимфей
Но тут оказывается, что Атаянц не халтурил и не очень-то и шутил.
Он выпускник Академии художеств, он пишет диссертацию о развитии
коринфского ордера во II веке нашей эры. И потому этот ученый архитектор
досконально изучает вопрос и решает сделать нешуточную декорацию для
«Калигулы». Он клянется, что помпейские росписи в большинстве своем были
массовым (или почти массовым) искусством, с помощью которого помпейские
и геркуланумские буржуа подражали хорошим, высоким росписям императорских вилл. Он видит в этом параллель
с современностью (за исключением того, что императорские виллы еще им не
построены), а потому считает уместным использование этого второго помпейскогостиля для бывшей четырехкомнатной
квартиры, превращенной в санитарно-гигиеническое учреждение, требующее
наличия приемной и отдельных помещений для солярия, парикмахерской,
массажного кабинета и комнаты менеджера.
Колонны круглого храмика-солярия, розетки, часть плана
с рисунком пола План салона
Прихожая с фреской на стене. Вид от храма-солярия
В результате Атаянц оформляет интерьер со всей серьезностью и с
помощью всей своей учености. Он расписывает настоящей фреской стену, ставит
колонны, по которым вьются металлические цепочки (как на фреске напротив),
он тянет по стенам сложнейшие профили и лепит причудливые розетки и капители.
Декорирование интерьера становится и художественным и ученым занятием
одновременно, а разглядывание этого интерьера помимо поверхностных
впечатлений способно доставить удовольствие от распутывания тех «ходов» и
узнавания тех «прецедентов», которые использованы архитектором. Но главным
и неожиданным решением было перенесение архитектуры из фрески в объем.
Архитектура в помпейских фресках причудлива и иррациональна, но архитектура самих помпейских домов была
гораздо более скромной и основательной. Атаянц же, виртуозно владеющий техникой фрески и могущий воплотить сложнейшие композиции на стенах, решает
овеществить архитектуру из фресок. Этот ход имеет свои прецеденты в творчестве
английских архитекторов неоклассицизма (на русской почве вспоминается Камерон,
а позже, в советское время, был еще и Гольц), но здесь происходит нечто новое:
перед нами не тщательная археологическая реконструкция, а вольная композиция, «вытащенная» из живописи.
далее>>
|
|
|