приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Владимир Седов
Мусульманский поворот
Минарет в Самарре
X-MMIV - 26.04.2004

Церковь Сан-Иво в Риме. Франческо Борромини. 1642–1660 гг. Авторский эскиз завершения

Для появления винтообразных структур, таким образом, требуется повторение бионических форм, говорящих (в человеческом представлении) о Высоком. Но, кроме того, требуется еще хорошее знание геометрии, позволяющее воспроизвести природную форму и придать ей новые пропорции. Это второе условие появления «винтов» в архитектуре в Самарре выполнено: IX век был временем расцвета арабской геометрии, а Багдад и Самарра были центрами науки мусульманского мира. Увлечение наукой вообще, и геометрией в частности, было для арабского мира того времени очень важным обстоятельством, и в архитектуре эпохи Аббасидов это отразилось и в винтообразных минаретах Самарры и Каира, и в круглом плане Багдада, и в знаменитом каирском Нилометре, здании-колодце, позволявшем отмечать уровни Нила на стоящей посреди колонне и поражающем геометрией лестниц, идущих по периметру.

Фото венчающей части

Общий вид из университетского двора

Если верно, что появление винтообразных структур связано как с подражанием бионическим формам, так и с расцветом геометрии (или хотя бы с ее развитием до уровня, позволяющего рассчитать форму для архитектурного воплощения), то и после IX века винтообразные башни должны возникать при таких условиях. Эти условия действуют для Вавилонской башни, изображенной на фресках, картинах и гравюрах европейских художников XV–XVII веков (больше всего известна картина Брейгеля): здесь и сюжет волнительный и спиритуалистический, и архитектура с геометрией уже достигли высокого, ренессансного статуса и развились так, что башню-проект, никогда художниками не виденную и в текстах подробно не описанную, можно было «рассчитать».

<<вернуться      далее>>

вверх

 Ответ

   
 

26.04.2004 X-MMIV
Григорий Ревзин
Имитация плоти

   

  Ответ / Спираль

   

26.04.2004 X-MMIV
Максим Атаянц
Римский ворот
Колонна Траяна

   

26.04.2004 X-MMIV
Владимир Седов
Мусульманский поворот
Минарет в Самарре

   

26.04.2004 X-MMIV
Артем Дежурко
Ватиканский изворот
Балдахин собора святого Петра в Риме

   

26.04.2004 X-MMIV
Владимир Седов
Молдавский наворот
Собор Николая Чудотворца в Черновцах

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна