|
|
Ответ: Владимир Седов
Мусульманский поворот
Минарет в Самарре
X-MMIV - 26.04.2004
Церковь Сан-Иво в Риме.
Франческо Борромини.
1642–1660 гг. Авторский
эскиз завершения
Для появления винтообразных
структур, таким образом, требуется повторение бионических форм, говорящих
(в человеческом представлении) о Высоком. Но, кроме того, требуется еще
хорошее знание геометрии, позволяющее
воспроизвести природную форму
и придать ей новые пропорции. Это второе
условие появления «винтов» в архитектуре в Самарре выполнено: IX век был
временем расцвета арабской геометрии,
а Багдад и Самарра были центрами науки
мусульманского мира. Увлечение наукой
вообще, и геометрией в частности, было
для арабского мира того времени очень
важным обстоятельством, и в архитектуре
эпохи Аббасидов это отразилось и в винтообразных минаретах Самарры и Каира,
и в круглом плане Багдада, и в знаменитом
каирском Нилометре, здании-колодце,
позволявшем отмечать уровни Нила
на стоящей посреди колонне и поражающем геометрией лестниц, идущих
по периметру.
Фото венчающей части
Общий вид из университетского двора
Если верно, что появление винтообразных структур связано как с подражанием бионическим формам, так
и с расцветом геометрии (или хотя бы с ее
развитием до уровня, позволяющего
рассчитать форму для архитектурного
воплощения), то и после IX века винтообразные башни должны возникать
при таких условиях. Эти условия действуют для Вавилонской башни, изображенной
на фресках, картинах и гравюрах
европейских художников XV–XVII веков
(больше всего известна картина Брейгеля): здесь и сюжет волнительный и спиритуалистический, и архитектура с геометрией
уже достигли высокого, ренессансного
статуса и развились так, что башню-проект, никогда художниками не виденную и в текстах подробно не описанную,
можно было «рассчитать».
<<вернуться
далее>>
вверх
|
|
|