приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Владимир Седов
Мусульманский поворот
Минарет в Самарре
X-MMIV - 26.04.2004

 

Мечеть Ибн-Тулуна в Каире. 876–879 гг. На заднем плане – еще один винтообразный минарет, построенный по образцу самаррских

Откуда происходит эта форма, использованная только в трех минаретах IX века? Подавляющее большинство минаретов и до и после группы, возникшей в Самарре, имеет башнеобразную форму с квадратным, круглым или восьмигранным сечением, а подъем на эти башни для призыва на молитву осуществляется не с внешней стороны, а по внутренней лестнице. Некоторые ученые осторожно кивают на зиккураты древней Месопотамии, то есть, в том числе, и на Вавилонскую башню. Следует это предположение отвергнуть сразу: то, что мы знаем о зиккуратах Месопотамии, говорит об их ступенчатой, но никак не спиралевидной или улиткообразной форме.

Если с древностями Шумера, Аккада и Вавилонии все ясно (связи тут нет), то с образом Вавилонской башни связь есть, но не архитектурная, не прямая, не генетическая, а спиритуальная. В какой-то момент, но позже IX века, Вавилонскую башню христиане стали изображать спиралевидной и улиткообразной, то есть такой, каким уже был минарет в Самарре. Здесь, кажется, не было прямой связи: вряд ли именно образы Самарры, расположенной не так уж далеко от Вавилона, дали толчок европейским мастерам. Скорее, здесь мы видим сходный путь мысли, сходную эволюцию формы.

Вид с воздуха на мечеть квартала Абу-Дулаф в Самарре. Видно расположение винтообразного минарета

Дело в том, что форма, казалось бы, всегда что-то значит, на что-то намекает. Но это касается формы вообще, ее герменевтического истолкования. Праформа, рождающаяся в первый раз, может и не означать ничего, а рождаться из сходных обстоятельств творения, еще без значения, без смысла, то есть со смыслом, возникающим потом, при рассмотрении и толковании созданной вещи.

В «арсенале» праформ, или первоформ, есть целая группа, связанная с миром животных и растений. Эта бионическая группа первоформ предполагает повторение живой природы в отдельных объектах и целых зданиях. Примером такого повторения и является, по моему мнению, минарет в Самарре. Имеется форма раковины морского или речного моллюска (есть еще, в дополнение, витой рог нарвала) – и, как следствие, должна появляться и форма закрученной винтообразно башни (а у придуманного человеком единорога появляется витой рог нарвала). Конечно для того, чтобы появилась форма витая, чтобы здание было свернуто каким-то странным коловращением, нужно изжить форму простую, то есть устать от простых башен, прямых рогов, равномерных и статичных образов. По самой своей коловращательной сути винты и раковины напоминают о движении и выражают это движение. То есть, при определенном употреблении говорят не только о движении вообще, но и о движении духа. Для минарета, с которого зовут на молитву, аналогия с движущимся духом и кругообразное восхождение – уместны и даже желательны. Такое объяснение появления винтообразной формы, конечно, не бесспорно, но оно, по крайней мере, намечает возможный подход к решению проблемы. Само название минарета, Мальвийя, Раковина, дает ключ к пониманию происхождения типа и указывает на подражание природным объектам и понимание самими арабами факта подражания.

<<вернуться      далее>>

вверх

 Ответ

   
 

26.04.2004 X-MMIV
Григорий Ревзин
Имитация плоти

   

  Ответ / Спираль

   

26.04.2004 X-MMIV
Максим Атаянц
Римский ворот
Колонна Траяна

   

26.04.2004 X-MMIV
Владимир Седов
Мусульманский поворот
Минарет в Самарре

   

26.04.2004 X-MMIV
Артем Дежурко
Ватиканский изворот
Балдахин собора святого Петра в Риме

   

26.04.2004 X-MMIV
Владимир Седов
Молдавский наворот
Собор Николая Чудотворца в Черновцах

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна