|
|
Ответ: Владимир Седов
Мусульманский поворот
Минарет в Самарре
X-MMIV - 26.04.2004
Мечеть Ибн-Тулуна
в Каире. 876–879 гг.
На заднем плане – еще
один винтообразный
минарет, построенный
по образцу самаррских
Откуда происходит эта форма,
использованная только в трех минаретах
IX века? Подавляющее большинство
минаретов и до и после группы, возникшей в Самарре, имеет башнеобразную
форму с квадратным, круглым или
восьмигранным сечением, а подъем на эти
башни для призыва на молитву осуществляется не с внешней стороны, а по внутренней лестнице. Некоторые ученые
осторожно кивают на зиккураты древней
Месопотамии, то есть, в том числе,
и на Вавилонскую башню. Следует это
предположение отвергнуть сразу: то,
что мы знаем о зиккуратах Месопотамии,
говорит об их ступенчатой, но никак
не спиралевидной или улиткообразной
форме.
Если с древностями Шумера, Аккада
и Вавилонии все ясно (связи тут нет),
то с образом Вавилонской башни связь
есть, но не архитектурная, не прямая,
не генетическая, а спиритуальная.
В какой-то момент, но позже IX века,
Вавилонскую башню христиане стали
изображать спиралевидной и улиткообразной, то есть такой, каким уже был минарет в Самарре. Здесь, кажется, не было
прямой связи: вряд ли именно образы
Самарры, расположенной не так уж
далеко от Вавилона, дали толчок европейским мастерам. Скорее, здесь мы видим
сходный путь мысли, сходную эволюцию
формы.
Вид с воздуха на мечеть
квартала Абу-Дулаф
в Самарре. Видно расположение винтообразного
минарета
Дело в том, что форма, казалось бы,
всегда что-то значит, на что-то намекает.
Но это касается формы вообще, ее герменевтического истолкования. Праформа,
рождающаяся в первый раз, может и не
означать ничего, а рождаться из сходных
обстоятельств творения, еще без значения,
без смысла, то есть со смыслом, возникающим потом, при рассмотрении и толковании созданной вещи.
В «арсенале» праформ, или первоформ, есть целая группа, связанная
с миром животных и растений. Эта бионическая группа первоформ предполагает
повторение живой природы в отдельных
объектах и целых зданиях. Примером
такого повторения и является, по моему
мнению, минарет в Самарре. Имеется
форма раковины морского или речного
моллюска (есть еще, в дополнение, витой рог нарвала) – и, как следствие, должна
появляться и форма закрученной
винтообразно башни (а у придуманного
человеком единорога появляется витой рог
нарвала). Конечно для того, чтобы появилась форма витая, чтобы здание было
свернуто каким-то странным коловращением, нужно изжить форму простую,
то есть устать от простых башен, прямых
рогов, равномерных и статичных образов.
По самой своей коловращательной сути
винты и раковины напоминают о движении и выражают это движение. То есть,
при определенном употреблении говорят
не только о движении вообще, но и о движении духа. Для минарета, с которого
зовут на молитву, аналогия с движущимся
духом и кругообразное восхождение –
уместны и даже желательны. Такое объяснение появления винтообразной формы,
конечно, не бесспорно, но оно, по крайней
мере, намечает возможный подход
к решению проблемы. Само название
минарета, Мальвийя, Раковина, дает ключ
к пониманию происхождения типа
и указывает на подражание природным
объектам и понимание самими арабами
факта подражания.
<<вернуться
далее>>
вверх
|
|
|