|
|
Ответ: Владимир Седов
Мусульманский поворот
Минарет в Самарре
X-MMIV - 26.04.2004
Церковь Фрельзерс в
Копенгагене.
Винтообразное завершение
сделано Лауритцем де
Турахом в 1749–1750 гг.
Пример влияния
Борромини. Фасад и план
Столь же, а может быть, и более
туманна по своему происхождению
верхушка церкви Сант-Иво в Риме, сооруженной в 1642–1660 годах по проекту
Франческо Борромини. Здесь над великолепной по плану и пространственному
решению церковью возвышается странная
спиралевидная структура, закрученная
против солнца. Она по размерам не очень
велика, но ее положение (вместо главки)
таково, что ее заметили все. Сам архитектор где-то сказал о тиарах, то есть
предполагал, что выстроенная на средства
римских пап Урбана VIII и Александра VII
церковь венчается стилизованными
папскими головными уборами. Этому
не очень веришь, особенно когда разглядываешь завершение храма в натуре
или на проектных чертежах. Существует
еще несколько интерпретаций, столь же
условных и натянутых. Во-первых, храм
Сант-Иво посвящен патрону юристов
и располагался посреди двора университета, он и назывался «Сапиенца», то есть
Мудрость. Тогда семь углов в интерьере
здания могут напоминать о семи столпах
Премудрости, а винтообразная структура
– о Вавилонской башне (она завершена
крестом, так что крест осеняет и побарывает языческую мудрость создателей этого
неудавшегося языческого проекта).
Следует, наконец, указать на возникшие
аллюзии с некоторыми строками
из «Божественной комедии» Данте: она
напоминала Борромини о Горе Чистилища.
Башня Татлина. «Восточный» фасад
Лист из книги Н. Пунина
«Памятник III Интернационалу». 1920 г.
Как бы то ни было, винт в завершении Сант-Иво говорил и говорит зрителям
о духе, а рожден в период научных (и геометрических в частности) экспериментов
эпохи барокко. Верхушка храма,
построенного Борромини, не осталась
совсем одинокой и непонятой прихотью:
она была воспроизведена столетием позже
в Копенгагене, в церкви Фрельзерс, башня
которой была возведена датским архитектором Лауритцем де Турахом в 1749–1750
годах над более ранним барочным
объемом. Вдохновлявшийся верхушкой
Сант-Иво архитектор установил над своей
массивной башней не менее массивную
спиралевидную конструкцию, сделавшую
находку Борромини гораздо более осязаемой и суровой, чем она предстает в Риме.
Последней по времени спиралевидной, винтообразной башней является
знаменитая башня Татлина, или «Памятник III Интернационалу», созданная как
экспериментальный макет художником Владимиром Татлиным в 1918–1920
годах. Эта модель так никогда и не построенного сооружения, являющаяся
краеугольным камнем авангардистского
искусства и архитектуры, происходит,
кажется, сразу и от минарета в Самарре,
и от изображений Вавилонской башни,
и от верхушки Сант-Иво. Художник,
пробиравшийся к первоформам, к первоосновам искусства, воспроизвел вновь
форму раковины, но эта бионическая
форма была уже не главной, главным
были уже техницистское решение (башня-скелет с вьющимися фермами) и образ динамичной башни, не только закрученной,
как указанные прототипы, а еще и наклоненной, как будто направленной к некой
цели. В результате получился новый
символ, развивающий уже накопленные
старые смыслы. А башня Татлина
выглядит как тире в наметившемся
пунктире, берущем начало в Аббасидской
Самарре, продолжающемся в ренессансной
и барочной Европе и эволюционирующем
в диком Петербурге революционного
времени.
<<вернуться
вверх
|
 |
|