приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Срыв
Дом Городецкого в Киеве
IV-MMII - 27.07.2002

Оживающие полуколонны гостиной
Там, где это позволяло чувство меры Городецкий делал традиционные вещи, такие, как эта печка в стиле рококо. Но эта печка скорее является исключением


Все сказанное касается прежде всего того взбесившегося декора, который сосредоточен в верхних частях особняка, встречается в виде вставок на стенах, в капителях и проникает в интерьер. Это диковатое («диковатый» – термин самого Городецкого, примененный им в отношении собственного особняка) великолепие форм выполнено по эскизам Городецкого итальянским скульптором Элиа Сала, который придал фантазиям архитектора тягостную убедительность и материальность модерна. Но если отрешиться от навязчивой зоологической тематики и посмотреть спокойным взглядом, то неожиданно выяснится, что особняк Городецкого вовсе не так оригинален, как бионические творения-прозрения Гауди.

В интерьере все намного мягче, но и тут переплетающиеся цветки массивны и жизненны настолько, что напоминают хвосты наяд в аттике

Это довольно крупный особняк, композиция которого в соответствии с практикой эклектики состоит из нескольких слепленных воедино разновысотных объемов, каждый из которых имеет свой фасад, свои ризалиты и узлы напряжения. Здесь ничего не вырывается из канонов классицизирующей эклектики: и упомянутая «всефасадность», и симметрия каждого фасада при общей асимметрии, и членения участков фасадов, и вездесущие колонны. Мастеровито выполненный дом, который какой-нибудь архитектор-эклектик попросту предложил бы очистить от «нечисти»; по общему строю он недалеко ушел от распространенного стиля неогрек.

По лестнице ходить можно, но не задевая хрупкую и одновременно, агрессивную жизнь на арках, в перилах и даже на потолке

Это даже еще не модерн, вернее, это неогрек, чуть-чуть спрыснутый мотивами модерна. Но такой взгляд может быть только у заядлого скептика: на самом деле животный мир настолько сильно вторгается в структуру здания, что превращает его в психоделическое зрелище. Идя дальше, следует прямо говорить о мании, зоологической,охотничьей, бионической – не важно. Ведь когда говорят о модерне, то всегда упоминают о растительной или природной основе его орнаментов и декора в целом: вспоминают все эти болотные ирисы, асфоделии, набегающие волны и переплетающиеся лианы.

Ботаническое буйство на потолке гостиной

Но реально все эти формы занимают довольно скромное место, являясь всего лишь декоративными вставками, а бионические изгибы объемов никогда не определяют общей композиции, а только заостряют ее. В случае же с особняком Городецкого сами объемы остаются еще эклектическими, а декор в духе модерна приобретает самостоятельное значение, как наросты, короста, капповые грибы. Это уже не игра с природой, не имитация природы, а истерическая тоска по природе, такое ожидание-предвкушение природы, которое сродни нервному срыву или может вызвать нервный срыв. Природа в этом доме не соответствует самому дому, его стилю, его объемам – она случайна. Композиция, объемы развиваются логично и согласованно, а природа хаотична и непредсказуема, как поведение настоящей жабы, запрыгнувшей на аттик. 


Владимир Седов

<<вернуться

вверх

 Ответ

   
 

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
Бывшее место человека.

   

  Ответ / Случайные связи

   

27.07.2002 IV-MMII
Евгения Микулина
Нарыв. Грот Ренессанса

   

27.07.2002 IV-MMII
Сергей Ходнев 
Взрыв. «Фонтан Четырех Рек» на площади Навона в Риме

   

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
Разрыв. Колоннада Аполлона в Павловске

   

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин 
Обрыв. Дворец и Большой хаос в Алупке

   

27.07.2002 IV-MMII
Владимир Седов 
Срыв. Дом Городецкого в Киеве

   

27.07.2002 IV-MMII
Владимир Седов 
Прорыв. Дом Фрея II

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна