приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Разрыв 
Колоннада Аполлона в Павловске
IV-MMII - 27.07.2002


1. Вид колоннады Аполлона до разрушения. Изображение на тарелке павловского сервиза.1803 


2. Август Филипп Клара. Колоннада Аполлона с разрушившим ее каскадом.
Раскрашенная акватинта.1824

Этот тот случай, когда, с одной стороны, этого не может быть вообще, а с другой – это не может быть иначе. Естественно, что Аполлон обращен лицом к Дворцу, естественно, что к дворцу же обращен и каскад, естественно, что если вода двадцать лет подмывает стоящий на склоне фундамент, то в конце концов он рухнет и именно в том месте, где она его подмывает, то есть там, куда смотрит Аполлон. И с другой стороны, невозможно себе представить, чтобы эта безошибочно найденная художественная композиция была найдена никем, образовалась случайно, по случайной прихоти природы, из-за молнии, которая в 1817 году ударила в колоннаду. Это предполагает, что перед нами природа, обладающая каким-то сверхъестественным художественным чутьем.



Копию Аполлона много раз отливали из гипса, и она всегда портилась. В конце концов ее сделали чугунной и покрасили, с тех пор Аполлон выглядит испорченным навсегда

Храмы Аполлона известны в парках Просвещения (ср. ротонду Аполлона в Стурхеде, Stourhead, Wiltshire)и связаны с вполне определенной мифологией. По античным канонам, Аполлон пребывает в священной роще, так что посвященный ему храм преобразует парк именно в нее. Но, пожалуй, из всех просвещенческих композиций камероновская – наиболее последовательное воплощение этой мифологии. Он не строит круглый храм Аполлона, он делает только колоннаду, и два ряда дорических колонн являются той самой священной рощей – именно поэтому она замкнута и Аполлон заключен, скрыт в ней. Это предполагает особую концепцию природы. Природные и архитектурные формы в принципе суть одно и то же. Не просто колонна есть то же самое, что дерево, но и роща, окружающая бога, есть то же самое, что круг. Природа и геометрия не противопоставлены, правильные геометрические фигуры есть высшее выражение природных законов. «Колоннада Аполлона,– по определению Дмитрия Швидковского,– со статуей бога света в центре придавала особое значение всей композиции. С нее начинался «аполлонический культ» в Павловске – прославление бога поэзии и муз, образцов совершенства и гармонии античного искусства». Я бы добавил к этому, что с нее начиналось вполне специфическое понимание природы, когда каждое растущее в парке растение оказывалось выражением аполлонической гармонии и совершенства.

После обрушения детали колоннады Аполлона не стали убирать, а оставили украшать каскад

Это своего рода золотой век. Перенос колоннады и устройство каскада в этом смысле оказываются грехопадением. Не только и не столько из-за изменения местоположения, сколько из-за изменения функции – идея, что из сосуда совершенной гармонии что-то течет, никуда не годится, потому что оказывается, что совершенная гармония – дырявая. Природа – бесформенный поток, текущий средь диких камней,– немедленно становится чем-то дополнительным архитектуре с ее совершенной геометрией. Сопротивление Камерона можно понять – весь парк разом меняет свой смысл.. Из воплощения гармонии он становится воплощением случайности. Но, объявив Павловский парк священной рощей Аполлона, Камерон, как выяснилось, неким образом трансформировал структуру местного ландшафта. Художественный жест в данном случае оказался родственным магическому – Природа поумнела. Нет, она не утратила стихийности и разрушительности. Но вместе с тем она направила эти свои силы в безукоризненно точное художественное русло. В течение четверти века она неустанно трудилась над исправлением несообразности текущего сосуда мировой гармонии. То, что получилось в результате, гораздо логичнее, чем оставленная Камероном композиция – Аполлон стреляет, колоннада рушится, из нее извергается поток воды.

Разрыв колоннады не оставляет сомнения в естественности ее обрушения

В принципе, Аполлон – божество светозарное, водная стихия ему мало свойственна, Природа долго мучилась с этой проблемой. Но в конце концов ей удалось найти реалистическое решение. Гроза – это гениально. Это единственный случай, когда вода и огонь соединяются вместе, и все становится логичным и разумным. Пришлось, правда, 25 лет ждать подходящего случая, но искусство требует терпения. Кстати, сразу после выполнения задачи каскад пересох. Василий Курбатов, историк садов, близкий к мирискусникам, в свое время не поверил тому, что колоннада Аполлона обрушилась случайно, и я тоже не верю. Но он предполагал, что это был замысел Камерона, а ситуация более сложная. Это не работа Камерона, а работа Природы, которой Камерон объяснил, что она – священная роща Аполлона и выражение мировой гармонии. И она постаралась соответствовать, сделав случайность своих действий частью в высшей степени эффектной художественной закономерности. 


Григорий Ревзин

<<вернуться

вверх

 Ответ

   
 

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
Бывшее место человека.

   

  Ответ / Случайные связи

   

27.07.2002 IV-MMII
Евгения Микулина
Нарыв. Грот Ренессанса

   

27.07.2002 IV-MMII
Сергей Ходнев 
Взрыв. «Фонтан Четырех Рек» на площади Навона в Риме

   

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
Разрыв. Колоннада Аполлона в Павловске

   

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин 
Обрыв. Дворец и Большой хаос в Алупке

   

27.07.2002 IV-MMII
Владимир Седов 
Срыв. Дом Городецкого в Киеве

   

27.07.2002 IV-MMII
Владимир Седов 
Прорыв. Дом Фрея II

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна