|
|
Современная классика
Владимир Седов
Руины на шоссе
XX-MMVI - 10.03.2007
Проработанный эскиз
окончательного варианта
Этот прием, восходящий к рефлексии Гюбера Роббера или Джона Соана (у Джозефа
Ганди, «писавшего» будущие руины построек Соана), сразу представлявших свои
дворцы и банки в виде будущих величественных руин, все же не так меланхоличен.
Все же здесь речь идет не о сентиментализме и тем более не о романтизме, а о
современной игре с историческими формами. Само сочетание «игра» и «исторические
формы» должно привести нас к мысли о возрождении постмодернизма, об ироническом
взгляде чуть свысока на историю и иконографию архитектуры. Но в этом «офисном
здании с подземной автостоянкой» постмодернизма нет: здесь есть
градостроительное стремление к значимой форме. Это не игра в формы, а дополнение
гигантского городского масштаба говорящей формой.
Первоначальный набросок
Авторский набросок с оформившейся идеей
Вы мчитесь на машине (или медленно бредете по тротуару) среди широченных
просторов уже почти окраинной магистрали, обрамленной коробочками разной формы.
Ни храмика, ни усадебки, ни особнячка не попадется взгляду. Эту скоростную
пустоту надо чем‑то заполнять: или небоскребами (это уже пытаются делать, образ
тоже узнаваемый), или зданиями немыслимой сложности (но пресловутая скорость не
позволит их оценить, надо останавливаться), или ставить запоминающийся объем,
будоражащий воображение. Это объем руинированного моста намекает на возможную
другую жизнь в этом городе, но и дает ему немного другое измерение: знакомый нам
и немного приевшийся город позднего социализма (микрорайоны по сторонам
радиальных и хордовых магистралей) дополняется (а в идеале – заполняется)
знаковыми формами зданий, в которых можно узнать не столько конкретные прототипы,
сколько архетипы, прообразы большой истории архитектуры. Работа с этими
прообразами не имеет ничего общего с постмодернистской цитатностью: ведь здесь
ничего не цитируется, здесь происходит обращение к голому канону, к обобщенной
схеме, повторявшейся сотни и тысячи раз – и каждый раз в новом виде.
Компьютерные перспективы комплекса с разных ракурсов
Речь, на наш взгляд, идет о том же процессе, что и бесконечное обращение
модернизма к протоформам, абстрактным геометрическим (или бионическим)
первообразам. Но только здесь поиск идет в другом направлении: при всей
абстрактности и обобщенности конкретной архитектурной формы или плоскости
архитектор ищет прообраз в исторической, гуманистической области – и достигает
дополнительного эффекта «повышения значения». Здание (в данном случае – еще
только проект) обретает историческое измерение в самой точке рождения. Это «повышение
значения» требует определенной смелости – не только формальной, но и
мыслительной, – ведь в город вторгается не только сильный жест, но и
дополнительная легенда, дополнительная история, действующая сама по себе.
Обломки Понте Ротто (мост Эмилия) через Тибр в Риме. 170‑142 гг. до н.э.
<<вернуться
|
|
|