приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Владимир Седов
Руины на шоссе
XX-MMVI - 10.03.2007

Проработанный эскиз
окончательного варианта

Этот прием, восходящий к рефлексии Гюбера Роббера или Джона Соана (у Джозефа Ганди, «писавшего» будущие руины построек Соана), сразу представлявших свои дворцы и банки в виде будущих величественных руин, все же не так меланхоличен. Все же здесь речь идет не о сентиментализме и тем более не о романтизме, а о современной игре с историческими формами. Само сочетание «игра» и «исторические формы» должно привести нас к мысли о возрождении постмодернизма, об ироническом взгляде чуть свысока на историю и иконографию архитектуры. Но в этом «офисном здании с подземной автостоянкой» постмодернизма нет: здесь есть градостроительное стремление к значимой форме. Это не игра в формы, а дополнение гигантского городского масштаба говорящей формой.

Первоначальный набросок

Авторский набросок с оформившейся идеей

Вы мчитесь на машине (или медленно бредете по тротуару) среди широченных просторов уже почти окраинной магистрали, обрамленной коробочками разной формы. Ни храмика, ни усадебки, ни особнячка не попадется взгляду. Эту скоростную пустоту надо чем‑то заполнять: или небоскребами (это уже пытаются делать, образ тоже узнаваемый), или зданиями немыслимой сложности (но пресловутая скорость не позволит их оценить, надо останавливаться), или ставить запоминающийся объем, будоражащий воображение. Это объем руинированного моста намекает на возможную другую жизнь в этом городе, но и дает ему немного другое измерение: знакомый нам и немного приевшийся город позднего социализма (микрорайоны по сторонам радиальных и хордовых магистралей) дополняется (а в идеале – заполняется) знаковыми формами зданий, в которых можно узнать не столько конкретные прототипы, сколько архетипы, прообразы большой истории архитектуры. Работа с этими прообразами не имеет ничего общего с постмодернистской цитатностью: ведь здесь ничего не цитируется, здесь происходит обращение к голому канону, к обобщенной схеме, повторявшейся сотни и тысячи раз – и каждый раз в новом виде.

Компьютерные перспективы комплекса с разных ракурсов

Речь, на наш взгляд, идет о том же процессе, что и бесконечное обращение модернизма к протоформам, абстрактным геометрическим (или бионическим) первообразам. Но только здесь поиск идет в другом направлении: при всей абстрактности и обобщенности конкретной архитектурной формы или плоскости архитектор ищет прообраз в исторической, гуманистической области – и достигает дополнительного эффекта «повышения значения». Здание (в данном случае – еще только проект) обретает историческое измерение в самой точке рождения. Это «повышение значения» требует определенной смелости – не только формальной, но и мыслительной, – ведь в город вторгается не только сильный жест, но и дополнительная легенда, дополнительная история, действующая сама по себе.

Обломки Понте Ротто (мост Эмилия) через Тибр в Риме. 170‑142 гг. до н.э.

<<вернуться

вверх

 Здесь / проект

     
10.03.2007 - XX-MMVI
Алексей Бавыкин
Проект офисного здания на Можайском шоссе
Владимир Седов
Руины на шоссе
     

 Здесь / постройка

     
10.03.2007 - XX-MMVI
Михаил Мамошин
Гостиничный комплекс Novotel в Санкт-Петербурге
Елена Гонсалес
Вольное изложение сюжета
     
10.03.2007 - XX-MMVI
Архитектурная группа «Н2А»
Реконструкция корпусов 44 и 45 фабрики «Красная роза 1875»
Неля Оселко
Фабрика-офис
     

 Здесь / интервью

     
10.03.2007 - XX-MMVI
Дмитрий Бархин
Моя архитектура профессиональная, а не профессорская
     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна