|
|
Современная классика
Владимир Седов
Этюд на тему богатства
X-MMIV - 31.05.2004
Дом в перспективе
Денежного переулка
Дополнительный ключ к пониманию
приемов, примененных архитектором,
дает дворовый фасад. Здесь видно,
что здание из бетона и стекла только декорировано всей этой классицистической
арматурой, что в основе оно современно.
Со двора же – только плинты, прикрывающие междуэтажные перекрытия, полоски
ленточного остекления и находящаяся
недалеко от упомянутого брандмауэра
на торце квадратная в плане башня-беседка, в которую вписана лестница
в никуда, на крышу. Эта башня –
единственная дань периоду бумажной
архитектуры, мастером которой по праву
считается Уткин, такая штука-воспоминание об офортах, о бесконечном
движении, о графике Эшера. Все же
остальное, вся риторика двух уличных фасадов – это эклектическая декорация
богатого дома для богатых. И ход мысли
тут должен быть примерно такой: могут
быть богатые помпезные и желающие
жизни пышной и выставленной напоказ
(для них постмодернизм), могут быть
европеизированные, скромные, деловые,
техницистические (для них средовой
модернизм), а могут быть сдержанные
традиционалисты и консерваторы,
подчеркнуто чопорные и дистанцирующиеся от нуворишей и технократов. Для
них будем строить новый образ, в котором
будет весь комфорт (но внутри), облеченный в респектабельное, грамотное, верное
по формам и понятное по источникам
целое. Это целое и есть новый стиль
Уткина, рассудочный, классический
по источникам и эклектический по способу формообразования. Это только начало,
это только этюд на тему богатства
в архитектуре. Это, конечно, уже далеко
не эскиз, не набросок, но еще и не насквозь
пролессированная картина, это только
вольный этюд на тему представительской
архитектуры, основанной на традиционной и к тому же грамотной и умной
артикуляции фасада. Этюд этот принадлежит некоему сконструированному
стилю, имя которому неоклассицизм.
Кажется, что этот стиль получит свое
место в палитре московских стилей. Вряд
ли он полностью вытеснит постмодернизм
или будет «выталкивать» модернизм. Он,
скорее, займет пустующее место посередине – где заказчики раньше только
метались от одного полюса к другому. Можно дать и другой прогноз: если появилось пробное здание в новом стиле, то
у этого стиля, у неоклассицизма, должны
быть и свои крайности, свои эпатирующие
объекты. Ждать их, видимо, осталось
недолго.
Вид на угловую ротонду
с Большого Левшинского
переулка
Слева. «Игра карнизов»
противостоящего домика
и доходного дома Уткина
Справа. Вид по Большому Левшинскому со стороны Садового
кольца. Сочетание двух
брандмауэров. И остатки
особнячка, с которым тоже
должен был быть диалог…
Дворовый фасад
с конструктивистским
остеклением и таинственной башней с лестницей
на крышу
<<вернуться
|
|
|