приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
Книжная композиция
X-MMIV - 31.05.2004

Дворовый фасад жилого дома по 2-му Зачатьевскому переулку в Москве
Архитектурная мастерская Максима Атаянца
2003—2004

Остоженка
Задний двор дома по 2-му Зачатьевскому переулку. Фрагмент фасада

Московские дворы – это такой известный миф. Остоженские дворы – концентрация этого мифа. Неправильной формы кусок пространства, огороженный разновысотными задами неказистых домиков, в прогале виднеется церковка – у правильного москвича от этого щемит сердце. Там может быть все, что угодно. Там даже грибы могут расти. В том конкретном дворе, который я сейчас описываю, во 2-м Зачатьевском переулке, прямо посередине, в моем детстве был колодец, старый, провалившийся, с опятами на сгнившем срубе, и мы специально ходили его смотреть с няней, которая мне его показывала, чтобы я знал, куда ходить не надо.

Но есть вещь, которой в таком дворе никак не может быть. Не может там быть колоннады. И именно она там и появилась.

Максим Атаянц с первым листом своего трактата

Очень тщательно сделанная, очень сложная, композитного и коринфского ордера, с замысловатой пластикой антаблемента, раскрепованного так, что в нижнем и верхнем ярусе образуются табернакли, чередующиеся в шахматном порядке. Торжественная, нервная композиция из розовато-желтого вощеного травертина, довольно неожиданно рифмующегося с кирпичной кладкой типично московского «никакого» заднего фасада заурядного дома конца позапрошлого века. При этом – очень маленькая, совершенно интерьерного масштаба.

Когда среди московских хлябей появляется такая колоннада, она главным образом производит впечатление пугающей незащищенности. Хочется поскорей ее укутать дерюжкой, чтобы не дай Бог не стащили или просто не попортилась от климата, а потом занести в дом. Чувство это вызвано немосковским масштабом ордера. Колоннада эта выглядит так, будто на улицу с отчаянной какой-то смелостью вышел постоять драгоценный ренессансный алтарь.

Колоннаду поставил Максим Атаянц. Это фасад квартиры хозяина фирмы «Керамос» Ильи Савельева. Дом продолжается дальше, выше, а тут – два этажа квартиры, и вот у них появился фасад. Это, наверное, первый случай в Москве, когда у квартиры есть фасад.

У архитектора и заказчика есть тому объяснение. Фирма «Керамос» хочет выпускать готовые ордерные детали для украшения фасадов загородных домов. Максиму Атаянцу была заказана проект-программа такого ордерного конструктора, и он, исходя из более или менее стандартной высоты этажа и размеров оконных и дверных проемов, придумал такой проект. А для демонстрации того, что это в принципе возможно, и как это может выглядеть в натуре, был построен фасад квартиры Савельева.

Наверное, все так и есть. В конце концов, после пожара 1812 года в Москве ордерные детали продавали на рынке, и что-то такое же вроде бы было в римские времена. Да и теперь продают гипсовые ордерные детали, и даже некоторые архитекторы этим пользуются. Атаянц написал специальный трактат об этом, называется «Книга о каменных деталях и соединении их коринфским, композитным и ионическим способами» и это даже издано некоторым количеством экземпляров. Вроде бы все правильно, есть производство, есть руководство, есть наглядный пример созданной с помощью того и другого композиции. Остается приводить клиентов и украшать таким способом всю Россию.

далее>>

вверх

 Архив

     

31.05.2004 X-MMIV
Эрик ван Эгераат: «Я не продолжал архитектуру русского авангарда. Я интерпретировал живопись»
Комплекс «Русский авангард» в Бабьегородском переулке в Москве

     

31.05.2004 X-MMIV
Григорий Ревзин
Василию Кандинскому, жилому дому и человеку

     

31.05.2004 X-MMIV
Владимир Седов
Этюд на тему богатства

     

31.05.2004 X-MMIV
Григорий Ревзин
Книжная композиция

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна