|
|
Современная классика
Григорий Ревзин
Книжная композиция
X-MMIV - 31.05.2004
Дворовый фасад жилого дома
по 2-му Зачатьевскому переулку в Москве
Архитектурная мастерская
Максима Атаянца
2003—2004
Остоженка
Задний двор дома по 2-му
Зачатьевскому переулку.
Фрагмент фасада
Московские дворы – это такой известный
миф. Остоженские дворы – концентрация
этого мифа. Неправильной формы кусок
пространства, огороженный разновысотными задами неказистых домиков,
в прогале виднеется церковка – у правильного москвича от этого щемит сердце. Там
может быть все, что угодно. Там даже
грибы могут расти. В том конкретном
дворе, который я сейчас описываю, во 2-м
Зачатьевском переулке, прямо посередине, в моем детстве был колодец, старый,
провалившийся, с опятами на сгнившем
срубе, и мы специально ходили его смотреть с няней, которая мне его показывала,
чтобы я знал, куда ходить не надо.
Но есть вещь, которой в таком дворе
никак не может быть. Не может там быть
колоннады. И именно она там и появилась.
Максим Атаянц с первым
листом своего трактата
Очень тщательно сделанная, очень
сложная, композитного и коринфского
ордера, с замысловатой пластикой
антаблемента, раскрепованного так,
что в нижнем и верхнем ярусе образуются
табернакли, чередующиеся в шахматном
порядке. Торжественная, нервная
композиция из розовато-желтого вощеного
травертина, довольно неожиданно рифмующегося с кирпичной кладкой типично
московского «никакого» заднего фасада
заурядного дома конца позапрошлого
века. При этом – очень маленькая,
совершенно интерьерного масштаба.
Когда среди московских хлябей
появляется такая колоннада, она главным
образом производит впечатление пугающей незащищенности. Хочется поскорей
ее укутать дерюжкой, чтобы не дай Бог
не стащили или просто не попортилась
от климата, а потом занести в дом. Чувство
это вызвано немосковским масштабом
ордера. Колоннада эта выглядит так, будто
на улицу с отчаянной какой-то смелостью
вышел постоять драгоценный ренессансный алтарь.
Колоннаду поставил Максим Атаянц.
Это фасад квартиры хозяина фирмы
«Керамос» Ильи Савельева. Дом продолжается дальше, выше, а тут – два этажа
квартиры, и вот у них появился фасад.
Это, наверное, первый случай в Москве,
когда у квартиры есть фасад.
У архитектора и заказчика есть тому
объяснение. Фирма «Керамос» хочет
выпускать готовые ордерные детали
для украшения фасадов загородных домов.
Максиму Атаянцу была заказана проект-программа такого ордерного конструктора, и он, исходя из более или менее
стандартной высоты этажа и размеров
оконных и дверных проемов, придумал
такой проект. А для демонстрации того,
что это в принципе возможно, и как это
может выглядеть в натуре, был построен
фасад квартиры Савельева.
Наверное, все так и есть. В конце
концов, после пожара 1812 года в Москве
ордерные детали продавали на рынке,
и что-то такое же вроде бы было в римские
времена. Да и теперь продают гипсовые
ордерные детали, и даже некоторые
архитекторы этим пользуются. Атаянц
написал специальный трактат об этом,
называется «Книга о каменных деталях
и соединении их коринфским, композитным и ионическим способами» и это даже
издано некоторым количеством экземпляров. Вроде бы все правильно, есть
производство, есть руководство, есть
наглядный пример созданной с помощью
того и другого композиции. Остается
приводить клиентов и украшать таким
способом всю Россию.
далее>>
|
|
|