|
|
Современная классика
Владимир Седов
Этюд на тему богатства
X-MMIV - 31.05.2004
Жилой дом в Большом Левшинском
переулке, 9/11. Москва
Архитекторы: Сергей Киселев,
Ольга Марченко, Михаил Чирков
(«Сергей Киселев и партнеры»),
Илья Уткин, Дарья Николаева,
Екатерина Пересветова,
Валерий Феногенов («Студия Уткина»)
Скульптура на фасадах и в интерьере:
Алексей Сторожев
Мозаичные панно первого этажа:
Иван Шаховской
Конструктор: Игорь Шварцман
Заказчик: ЗАО «Инвестстрой»
Инвестор: «КВ–Инжиниринг»
Подрядчик: CONIP

Центральная часть фасада
дома по Большому
Левшинскому переулку.
Здесь все строго: и пилоны, и головы атлантов,
и полуколонны, и карниз
с модульонами. В этой
строгости – смысл образа
Здания чаще всего говорят своей архитектурой какую-нибудь одну фразу:
«я функциональное», «я богатое»,
«я традиционное», «я прогрессивное» или
даже «я социально ориентированное».
Смысл этой фразы чувствуют многие,
но произнести после осмотра могут не все,
хотя он смутно ощущается. Эту фразу
архитектор ищет в первом наброске,
в проработке объемов и в бесконечной игре
с деталями. Она, эта фраза, сказана
каким-то языком (это стиль), какими-то
звуками (это формы) и в каком-то контексте (это городская среда), который, чаще
всего, и определяет характер фразы.

Авторский чертеж,
показывающий сочетание
двух фасадов
Жилой дом, спроектированный
Ильей Уткиным, стоит в самом центре
Москвы, внутри Садового кольца, на углу
Большого и Малого Левшинских переулков. Напротив стоит особняк XVIII века
со скругленным углом и ампирными
домами, через другой переулок – постконструктивистский дом с двором-садом,
а рядом, впритык по Малому Левшинскому – доходный дом в стиле неоклассицизма начала XX века. Окружние
сложное, переулки между Арбатом
и Пречистенкой все еще очень «живые»,
и тут подход, применяемый
архитекторами для района Остоженки
(ласковое, «средовое» подавление всего
старого новым, приводящее к созданию
новой среды) просто невозможен.
Возможны для арбатских переулков
эпатирующие жесты, борьба не только
с пространством, но и с окружением,
что демонстрирует только что построенный и почти соседний с домом Уткина
ультрасовременный жилой дом в Малом
Левшинском переулке, спроектированный
архитекторами из группы АБ (см. ПК 7).
Этот же дом своим стилем показывает
и путь создания очень дорогого жилого
дома в современной манере – через
архитектурный и художественный жест,
превращающий здание сразу в достопримечательность. На одном полюсе таких
жестов будет модернистский дом группы
АБ, а на другом – постмодернистский дом-яйцо Ткаченко. Это крайние решения,
количество которых будет, на мой взгляд,
возрастать. Возможны, и даже приветствуются критикой, более сдержанные
«ходы»: в русле модернизма самые
заметные «здания-европейцы» построены
Скоканом и Скуратовым, тогда как со стороны постмодернизма в самое недавнее
время был вновь найден и введен в арсенал
художественных средств для дорогого
жилья стиль ар деко, повествующий
об изысканности и богатстве немного
угарных десятилетий между мировыми
войнами XX века (тут можно указать
на постройки Андреева и Подъяпольского,
а также группы АБ – см. ПК 7).
Итак, есть два направления,
постмодернизм и модернизм, и каждое
предлагает образ многоквартирного жило-
го дома для богатых людей в престижном
районе. Казалось бы, можно наблюдать все
новые и новые ходы в условной шахматной
партии, которую играют сторонники
новых форм и последователи обновленного
новыми материалами традиционализма.
Но тут Уткин делает дом, который сделан
и не так и не так: это и не модернизм
и не постмодерн. Этот дом говорит фразу
«я великолепен» с предельно акцентированной четкостью, но не гордо
и вызывающе, а спокойно, ровно. Но
на каком языке?
далее>>
|
 |
|