приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Владимир Седов
Этюд на тему богатства
X-MMIV - 31.05.2004

Жилой дом в Большом Левшинском переулке, 9/11. Москва
Архитекторы: Сергей Киселев, Ольга Марченко, Михаил Чирков («Сергей Киселев и партнеры»), Илья Уткин, Дарья Николаева, Екатерина Пересветова, Валерий Феногенов («Студия Уткина»)
Скульптура на фасадах и в интерьере: Алексей Сторожев
Мозаичные панно первого этажа: Иван Шаховской
Конструктор: Игорь Шварцман
Заказчик: ЗАО «Инвестстрой»
Инвестор: «КВ–Инжиниринг»
Подрядчик: CONIP

Центральная часть фасада дома по Большому Левшинскому переулку. Здесь все строго: и пилоны, и головы атлантов, и полуколонны, и карниз с модульонами. В этой строгости – смысл образа

Здания чаще всего говорят своей архитектурой какую-нибудь одну фразу: «я функциональное», «я богатое», «я традиционное», «я прогрессивное» или даже «я социально ориентированное». Смысл этой фразы чувствуют многие, но произнести после осмотра могут не все, хотя он смутно ощущается. Эту фразу архитектор ищет в первом наброске, в проработке объемов и в бесконечной игре с деталями. Она, эта фраза, сказана каким-то языком (это стиль), какими-то звуками (это формы) и в каком-то контексте (это городская среда), который, чаще всего, и определяет характер фразы.

Авторский чертеж, показывающий сочетание двух фасадов

Жилой дом, спроектированный Ильей Уткиным, стоит в самом центре Москвы, внутри Садового кольца, на углу Большого и Малого Левшинских переулков. Напротив стоит особняк XVIII века со скругленным углом и ампирными домами, через другой переулок – постконструктивистский дом с двором-садом, а рядом, впритык по Малому Левшинскому – доходный дом в стиле неоклассицизма начала XX века. Окружние сложное, переулки между Арбатом и Пречистенкой все еще очень «живые», и тут подход, применяемый архитекторами для района Остоженки (ласковое, «средовое» подавление всего старого новым, приводящее к созданию новой среды) просто невозможен. Возможны для арбатских переулков эпатирующие жесты, борьба не только с пространством, но и с окружением, что демонстрирует только что построенный и почти соседний с домом Уткина ультрасовременный жилой дом в Малом Левшинском переулке, спроектированный архитекторами из группы АБ (см. ПК 7). Этот же дом своим стилем показывает и путь создания очень дорогого жилого дома в современной манере – через архитектурный и художественный жест, превращающий здание сразу в достопримечательность. На одном полюсе таких жестов будет модернистский дом группы АБ, а на другом – постмодернистский дом-яйцо Ткаченко. Это крайние решения, количество которых будет, на мой взгляд, возрастать. Возможны, и даже приветствуются критикой, более сдержанные «ходы»: в русле модернизма самые заметные «здания-европейцы» построены Скоканом и Скуратовым, тогда как со стороны постмодернизма в самое недавнее время был вновь найден и введен в арсенал художественных средств для дорогого жилья стиль ар деко, повествующий об изысканности и богатстве немного угарных десятилетий между мировыми войнами XX века (тут можно указать на постройки Андреева и Подъяпольского, а также группы АБ – см. ПК 7).

Итак, есть два направления, постмодернизм и модернизм, и каждое предлагает образ многоквартирного жило- го дома для богатых людей в престижном районе. Казалось бы, можно наблюдать все новые и новые ходы в условной шахматной партии, которую играют сторонники новых форм и последователи обновленного новыми материалами традиционализма. Но тут Уткин делает дом, который сделан и не так и не так: это и не модернизм и не постмодерн. Этот дом говорит фразу «я великолепен» с предельно акцентированной четкостью, но не гордо и вызывающе, а спокойно, ровно. Но на каком языке?

далее>>

вверх

 Архив

     

31.05.2004 X-MMIV
Эрик ван Эгераат: «Я не продолжал архитектуру русского авангарда. Я интерпретировал живопись»
Комплекс «Русский авангард» в Бабьегородском переулке в Москве

     

31.05.2004 X-MMIV
Григорий Ревзин
Василию Кандинскому, жилому дому и человеку

     

31.05.2004 X-MMIV
Владимир Седов
Этюд на тему богатства

     

31.05.2004 X-MMIV
Григорий Ревзин
Книжная композиция

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна