приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Владимир Седов
Этюд на тему богатства
X-MMIV - 31.05.2004

Фасад по Большому Левшинскому переулку

Тот же фасад, встроенный в близлежащую застройку. Видно сочетание с домом АБ, постконструктивистским домом и брандмауэром справа

Архитектор выбирает для дома в Левшинских переулках крупный масштаб, но не подавляет этим масштабом окружение, а старается влиться в него. Он смыкает дом с соседним доходным домом в одну композицию, он обращает к другому соседу, полуразваленному особнячку, спокойный торец с мелкими окнами, и, наконец, он выводит в переулок скругленный угол, столь привычный москвичам и потому воспринимаемый даже при крупной форме как знак «уюта переулков». Но этот «знак» завершен масштабной ротондой, которая вдруг возвышает здание над соседями. Снизу, с тротуара, этот дом вписан в среду, тогда как в створе улиц он горделиво разворачивает свои отнюдь не рядовые формы.

План первого этажа

Эти формы все без исключения восходят к классицизму. Но классицизм, использованный Уткиным, не является стилизацией стиля какого-либо времени, это свой стиль. Он не восходит ни к казаковской манере зрелого классицизма, ни к неоклассицизму начала XX века, ни к сталинской неоклассике в любой ее редакции.

Дом в застройке Малого Левшинского переулка

Сделано это так. Два фасада, короткий и длинный, объединены угловым скруглением. Каждый фасад построен симметрично и может существовать независимо, но решены они сходными средствами. Первый этаж трактован как цоколь и отделан холодным сероватым гранитом. Но этот гранит – не пышная представительская шуба, какую можно встретить у Перетятковича (в начале XX века) или Щусева (в середине того же века), а плоский и ладно скроенный полушубок. Выше начинается царство лицевой кирпичной кладки. Эта ровная кладка из двух сортов кирпича сразу же уводит нас от возможных российских прототипов: в таком виде мы ее не встретим ни в модерне и неоклассике, ни, тем более, в периоды классицизма, будь то просто ампир или ампир сталинский. Это откуда-то из викторианской Англии, имперской Австрии или, наконец, поздней и монументальной эклектики Петербурга и Москвы (дом на Страстном бульваре). Как видим, источники приходят на ум эклектические.

Основной и дворовый фасады

И тут, при обозрении этой ровной кирпичной кладки с выделенными и ровными швами, которая, конечно, является изобразительным, художественным средством, вдруг приходит понимание самой сути приема, примененного Уткиным: это ведь все эклектика, то есть сознательный выбор и разумное смешение форм, рожденных классикой и самыми разными неоклассицизмами. Эклектика иногда понимается оценочно – как произвольное перемешивание мотивов, но чаще всего ясно, что она – метод, позволяющий разговаривать средствами больших стилей в отсутствие единого большого стиля. Сейчас такой большой стиль именно отсутствует, причем в классическом направлении до него особенно далеко. Можно было бы довольствоваться иронической скороговоркой «как бы классических» форм постмодернизма, но Уткин начинает придумывать свой классицизм. Он неизбежно получается эклектическим, связанным с несколькими разными источниками, он неизбежно получается декоративным, наложенным на фасад, но он свободен от чужых для классической традиции форм и мотивов, он скомпонован из классицистических деталей и связан в относительно целостную художественную систему. В этой системе есть и группы окон (как бы ризалиты), выделенные колоннами и теплым, песчаникового цвета обрамлением, есть тут и головы атлантов, и консоли с волютами, и целый ряд консолей-модульонов, поддерживающих сильно вынесенный и оторванный от поверхности стены карниз, выше которого идет своеобразный застекленный аттик. Ко всему этому прибавляется еще и решенная обобщенно ротонда-бельведер над скругленным углом. Все это сделано и составлено достаточно холодно, рассудочно, рационально.

<<вернуться   далее>>

вверх

 Архив

     

31.05.2004 X-MMIV
Эрик ван Эгераат: «Я не продолжал архитектуру русского авангарда. Я интерпретировал живопись»
Комплекс «Русский авангард» в Бабьегородском переулке в Москве

     

31.05.2004 X-MMIV
Григорий Ревзин
Василию Кандинскому, жилому дому и человеку

     

31.05.2004 X-MMIV
Владимир Седов
Этюд на тему богатства

     

31.05.2004 X-MMIV
Григорий Ревзин
Книжная композиция

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна