приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
Путь к фасаду
VII-MMIII - 03.06.2003

Потом начался интерьер, и в интерьере произошли замечательные события. Здесь появился настоящий Белов. Главное здесь в том, что интерьер собран из тех же элементов, что и фасад. Серый бетон – тело дома, конструкции, полы. Синий – фон и графика ограждений. Красный – на фасаде только решетка ограждений, здесь – тоже фон. Но эти «материалы», «первоэлементы» попали в иной контекст, потому что Белов ввел в интерьер живопись. Его «красный» и «синий» оказались продолжением красного и синего Матисса и Малевича, и тем самым вошли в гармоническую систему совершенно иного уровня. Прежде всего, они дематериализовались. Они стали не синей стеной и красным металлом, они превратились в «Красное и синее», в элементы, сущности, которые являют себя в плоскостях, линиях и пятнах. Общеизвестно, что у Матисса в «Музыке» небо – материально, это не воздух, это синяя, корпусная материя, такая же, как красные тела. Но все же это особая материя: у него небо столь же телесно, сколь тела – небесны, красный цвет тел становится чем-то родственен красным фонам икон, изображающем как раз-таки небо. Интерьер же превращается в пространство, куда эта красная и синяя сущность вышли из картины, так, будто бы Белов нарисовал абстрактную картину по мотивам Матисса, но нарисовал в пространстве, в трехмерности, и конструкции серого бетона стала трехмерной картинной рамой. Причем синее и красное превратились у него в телесно-небесную материю, которая существует в этой трехмерной картине в сложной гармонии подобной той, какая достигается в «Танце» и в «Музыке» Матисса. Это виртуозно сделано, это работа принципиально иного уровня.

А после этого Белов вернулся к фасаду и вынужден был его переделывать.

«Помпейский» фасад Михаила Белова. Варианты 1 и 2

Помпейских фасадов у московских домов теперь не делают, и уже одно это делает дом крайне нетривиальным. Помпейский стиль употреблялся в сталинской архитектуре, и здесь нужно сказать про него два слова. Повернув в своем доме к помпейскому стилю, Белов тихо сам с собой повторил траекторию движения архитектуры от конструктивизма к классицизму. Помпейский стиль – это тончайшая архитектура потому, что это бестелесная классика, основанная на тектонике воображаемого. Помпейский ордер не может существовать в реальности, он висит на плоскости, а не стоит на земле – и темой сталинского помпейского стиля как раз и является это реальное существование того, что может быть только нарисовано. В этом смысле помпейский стиль не является возвращением к чему-либо, он вообще мог появиться только после, подчеркиваю, после конструктивизма, ибо именно конструктивизм дал архитектуре необходимый для него опыт тектоники фантазии, тектоники полета.

Вернемся теперь к новому фасаду. В нем опять живут синий и красный, и после интерьера он кажется разыгрыванием той же самой темы перевода архитектуры в живопись и обратно. Структурно он, как ни странно, гораздо выразительнее, чем структуралистский – четыре появившихся эркера воспроизводят некую логику деления дома на подъезды и квартиры, ты понимаешь, что за этим фасадом стоит, в отличие от формальной игры в структурализм, которая была сначала, этот фасад куда реалистичнее. Но его восприятие основано не на этом. Помпейская тектоника тонких, струящихся вниз стоек и орнаментов делает его дематериализованно бестелесным, вернее – он обладает тем же странным материальным статусом, что и цвета в интерьере. Вообще, если говорить о его тектонике, то больше всего это напоминает занавес, и сами эркеры, которые его прикрывают, кажутся складками этого гигантского занавеса. Все вместе выглядит так, будто бы на сцене с традиционным «помпейским» занавесом поставили авангардный балет «Красное и синее».

Всем этим можно долго восторгаться. Реальная сегодняшняя архитектура редко обладает такой тонкой проработанностью художественного языка, здесь сказывается бумажный опыт Белова. Но вот что интересно. В тексте этой статьи есть что-то от Ильфа и Петрова, от реплики Остапа Бендера, обращенной к Эллочке: «Вас обманули, вам продали гораздо лучший мех!». Сторонники модернистской архитектуры в Москве все время боятся за свободу творчества и все время опасаются какой-то насильственной классицизации. По-моему, опасность преувеличенна. Ведь какова должна быть степень модернистской цензуры, чтобы человек, у которого так получилось, переживал и мучился сомнениями.

<<вернуться

вверх

 Архив

     

03.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Возвращение Ар Деко

     

03.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Путь к фасаду

     

03.06.2003 VII-MMIII
Елена Гонсалес
Нежилая ячейка

     

03.06.2003 VII-MMIII
Сергей Ходнев
Дацан в Багровых тонах

     

03.06.2003 VII-MMIII
Елена Гонсалес
Три дома

     

03.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Яйцами по авангарду

     

03.06.2003 VII-MMIII
Николай Малинин
Бунт левшинских стрельцов, или Дом ниоткуда

     

03.06.2003 VII-MMIII
Елена Гонсалес
Кошка и собака загородной жизни

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна