приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
Возвращение Ар Деко
VII-MMIII - 03.06.2003

Ар деко, таким образом, стиль, вызванный к жизни именно потребностями большой архитектуры. Но при этом непонятен источник. Архитекторов, которые сегодня представляют этот стиль, невозможно объединить в одну группу. При всем разнообразии творческой палитры Андрея Бокова – тут тебе и блестящая деконструкция в музее Маяковского, и сомнительные муляжи стен Китай-города – неоардеко в его творчестве пока не встречается, хотя из-за своей статьи он мог бы считаться лидером направления. Мастерская Сергея Ткаченко в принципе разрабатывает стилистику взрывного эпатирующего китча на тему лужковского стиля (дом «Патриарх», дом «Яйцо Фаберже»), холодная сдержанность ар деко – совсем не их тема (что, кстати, доказывают дворовые фасады их дома в Малом Козихинском с прямо-таки удивительными средневековыми щипцами). Павел Андреев, единственный из русских архитекторов прошедший школу западноевропейского постмодерна вживую, в мастерской Риккардо Боффила, в принципе склонен к нездешне серьезной трактовке сталинской архитектуры, приколы Ткаченко – совсем не его тема. Зато архитектурное бюро «АБ» – это ведь в сущности художественная группа «Арт-Бля», то есть прикольщики покруче ткаченковских. И даже странно в этой компании обнаружить Михаила Григорьевича Леонова, мастера серьезного и авторитетного.

Ар-деко архитектурного бюро АБ больше напоминает 30-е годы Лондона, чем Москвы. Жилой дом, ул. Пречистенка, д 40/2 (во дворе)

В таком случае, у нас нет группы, направления, поколения, от которого бы исходило движение к ар деко. Оно собирает крайне не похожих друг на друга мастеров очень различных вкусов, положений и биографий. Разные архитекторы, очень разных взглядов устремляются туда из разных мест. И почему – остается неясным.

Среди средовых требований ориентации на историческое наследие Москвы в 1990-е годы отсутствовал целый пласт города. Юрий Лужков с подачи своих архитекторов провозглашал стилем города эклектику, некоторые доходили до модерна, а радикальные оппоненты лужковского стиля продолжали бороться за конструктивизм. Но в этой исторической палитре отсутствовала сталинская архитектура. При том, что в структуре города она определяет, пожалуй, больше, чем все предшествующие вместе взятые стили – территорий, в которых присутствие архитектуры 1930–50-х вовсе не ощущалось, в Москве почти нет. И в принципе, если ставить перед собой цели поддерживать именно средовой образ Москвы, то странно не видеть в ней сталинского наследия.

Отношение к этому наследию крайне поляризовано. Для очень большой части населения это тоталитарная среда, в которую люди вчувствовали свой страх и отвращение от страха, и им по-прежнему продолжает казаться, что архитектурные формы сами по себе способны произвести эффект тоталитаризующего воздействия неизвестно на кого (здесь принято опасаться за молодое поколение). С архитектурной точки зрения дело обстоит несколько иначе. Москва, может быть, город интересной среды, но, чего уж таить, очень плохой архитектуры. Я не говорю о древнерусском периоде, его останки города не образуют. Так уж исторически сложилось, что тело Москвы застраивалось мастерами второстепенными, дешево и бездарно. Есть немногочисленные прорывы к архитектурному качеству в классицизме и модерне, но это именно прорывы, и счет здесь идет на единицы. Московский конструктивизм, при всех своих отличиях от предшествующих эпох, в городе действует так же: десяток замечательных зданий и догнивающие бараки для рабочих, способные украсить страницы истории жилища ХХ века, но никак не реальность городской среды. Москва в 1930–50-е годы – это с архитектурной точки зрения просто другой город.

В разные города такой уровень понимания архитектурных задач, когда качество города определяется качеством каждого здания, приходит (и уходит) в разное время. В Рим в XVII веке, в Петербург – в начале XIX, а в Лондон – никогда. В Москве это случилось в сталинский период (что является одной из принципиальных трагедий русской архитектуры).

В спроектированном архитектурным бюро «АМ» офисе, элегантная мебель по проекту Фрэнка Ллойда Райта 1936 года, помещенные в нарочито перенасыщенный ар деко интерьер, приобретает несвойственную ей хрупкость

При отсчете от этого города нынешнее состояние московской архитектуры является люмпенизацией, и можно даже поразиться тому, что за такой столь короткий период удалось так основательно вытравить всякие следы этой школы. Но стоящие в городе здания образуют устойчивый контекст, который так или иначе воздействует и на сегодняшних мастеров, но при этом никто из них не может и не готов (по счастью) признать себя продолжателем дела сталинской архитектуры.

Итак, с одной стороны, архитектурное качество, с другой – идеологическая неприемлемость. Необходимо некое зеркало, при взгляде в которое сталинская архитектура окажется чем-то другим, чем-то принципиально отличным от архитектурного оформления тоталитаризма. Это и есть источник ар деко. Он и является таким зеркалом. Оказывается, что стоящие на улицах города превосходные здания – это вовсе не кошмарное наследие тоталитаризма, а что-то такое очень соблазнительное, западное, нью-йоркское и лондонское. И продолжать это можно вне всякой связи с тоталитарной идеологией.

<<вернуться   далее>>

вверх

 Архив

     

03.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Возвращение Ар Деко

     

03.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Путь к фасаду

     

03.06.2003 VII-MMIII
Елена Гонсалес
Нежилая ячейка

     

03.06.2003 VII-MMIII
Сергей Ходнев
Дацан в Багровых тонах

     

03.06.2003 VII-MMIII
Елена Гонсалес
Три дома

     

03.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Яйцами по авангарду

     

03.06.2003 VII-MMIII
Николай Малинин
Бунт левшинских стрельцов, или Дом ниоткуда

     

03.06.2003 VII-MMIII
Елена Гонсалес
Кошка и собака загородной жизни

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна