приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
Остоженка в русской архитектуре
VI-MMIII - 30.04.2003

7
Офисные здания. 2-й Обыденский переулок, 5-7, 11. 1998. Архитектурное бюро «Остоженка». Архитекторы: А.Скокан, В.Каняшин, А.Асс, И.Ивлев, М.Елизарова, К.Гладкий. Заказчик: АО «Энергосвязь», «ЛВН-Холдинг»

В отличие от европеизированной среды эта выражает нутряную, отечественную мечту о процветании. Если неомодернизм Скокана воздействует богатством лаконизма, то здесь, напротив, декоративная щедрость нищеты. По количеству окон, шагу этажей, гигантским зеленым мансардам дом Галины Вишневской выдает себя как выстроенный для людей с заниженными представлениями о качестве жилья густонаселенный курятник. Низкие потолки, максимальное сокращение нежилой площади, подъездов, холлов и вестибюлей. Загруженность фасада деталями создает ощущение, что про эту бедность знали и пытались прикрыть ее внешним богатством. Качество деталей придает богатству второсортный привкус – что-то вроде роскошных вечерних платьев с вещевого рынка в Конькове.

8
Офисное здания. Улица Остоженка, 9/14. Проект 1999. Архитектурное бюро «Остоженка». Архитекторы: А.Скокан, В.Каняшин, И.Ивлев, Е.Копытова. Заказчик: фирма «Идиль»

Три эти среды – европеизированных топ-менеджеров Скокана, рыночников Посохина и обитателей гетто – проложены строительными площадками, сеющими строительный мусор и пыль. Она одинаково демократично покрывает и миллионеров, и нищих из старых домов – пожалуй, нигде в мире не увидишь такое дорогое жилье в такой пыли и кучах столь трущобных отходов. Но даже будучи равно запыленными, эти среды не смешиваются и не могут смешаться во что-то однородное – каждая из них отрицает возможность другой. Они взаимно отгораживаются, из-за этого для чужака самым заметным, самым активным элементом остоженской среды сегодня является забор. Заборы разные – от бетонного, заводски-рустованного, выстроенного вдоль набережной к приезду президента Никсона в 1972 году, до стен Зачатьевского монастыря XVII века, и от изысканных макинтошевских решеток дома Скокана в Зачатьевском переулке до сетки «Рабица», ограждающей очередной котлован. Куда бы ты ни шел, через пятнадцать метров ты упрешься взглядом в забор.

Как и что получилось?

Остоженка была полем выработки новых градостроительных принципов постперестроечной России. Главным из них был принцип сохранения сложившейся исторической среды. Новые здания должны были подхватить морфологические принципы уже имеющейся застройки и стать как бы незаметными в существующем контексте, зданиями второго плана. Второй принципиальной идеей была проницаемость, открытость района. В него должна была войти городская жизнь, подобно тому как она вошла в Арбат и арбатские переулки, этот поток должен был оживить умирающую ткань остоженского гетто и превратить его в процветающий район. С этой целью недодворы, оставшиеся от недоусадеб, превращались в городские бульвары, приятные для прогулок (в то давнее перестроечное время прогулка полагалась основной формой средовой активности, Арбат тоже создавался как прогулочная зона, поскольку о торговле и развлечениях как формах городской жизни никто не подозревал). Особое внимание уделялось социальным задачам – жители Остоженки, основа стабильности городского сообщества, должны были безусловно оставаться на своих местах, в своих квартирах, но качество их жизни должно было резко возрасти. Наконец, в качестве специального ноу-хау был предложен принцип диалога с инвесторами – не предписывания им, что и как должно быть построено (как в идеале было устроено советское градостроительство), но, скорее, определения, чего на Остоженке никоим образом не хотелось бы видеть.

9
Жилой дом. 1-й Зачатьевский переулок, 4. 1999. Архитектурное бюро «Остоженка». Архитекторы: А.Скокан, Р.Баишев, В.Лабутин, М.Скороход. Заказчик: ТПФ «Интерспутник»

Эта модификация либерального принципа «разрешено все, что не запрещено» – пожалуй, единственное, что прижилось на Остоженке и позволило инвесторам и девелоперам чувствовать себя более или менее вольготно и в конце концов реализовать ту архитектуру, которой сегодня Россия гордится. Правда, и этот принцип не реализовался полностью – потому что, с одной стороны, то, что запрещено, отчасти оказалось тоже разрешено (центр Галины Вишневской), а с другой – согласовательные инстанции тоже решили все-таки отчасти запрещать то, чего запрещено не было, причем в процессе прохождения проектов. И тем не менее, к этому принципу стремились как к идеалу, пусть иногда омраченному финансовой прозой жизни.

10
Жилой дом. 1-й Зачатьевский переулок, 6. 2002. Моспроект-2, мастерская 14, ООО «Мастерская архитектуры №9». Архитекторы: П.Андреев, А.Пахомов, О.Дрябжинский. Заказчик: ЗАО «УКС Восток»

Что касается жителей, ради которых это как бы делалось, то наверное им, переселенным в Бибирево и Коньково, приятно думать о том, как улучшилось качество жизни на Остоженке. Что касается всеобщей доступности района, городских бульваров, прогулочных зон, то теперь эта территория сделана по принципу «чужие здесь не ходят» с забором в качестве манифестации этого лозунга.

11
Жилой дом. 1-й Зачатьевский переулок, 21. 2001. Архитектурное бюро «Попов и архитекторы». Архитекторы: С.Гришин, О.Фридлянд. Заказчик: ООО «Стартэкс Стоун»

Остоженка не стала школой социальной справедливости в управлении территориями. Она не стала школой комплексного градостроительного подхода к территории с учетом рекреационных, торговых и прочих не связанных лишь с жильем функций исторического центра города. Если говорить о сохранении образа исторической среды всерьез – то это вообще смешно. Среда изменилась самым радикальным образом, главное впечатление, которое испытываешь, оказываясь в остоженских переулках, – этого здесь быть не могло и не может. Вероятно, Остоженка может рассматриваться как школа взаимодействия городских властей, девелоперов и архитекторов, но на эту тему могут быть разные мнения (архитектор Никита Токарев весьма скептически оценил такую перспективу в статье в АСД). То есть практически не удалось реализовать ничего из того, что хотелось. Вопрос – может быть, хотелось не этого?

12
Жилая застройка. 1-й Зачатьевский – Пожарский переулки. 2002. Архитектурное бюро «Остоженка». Архитекторы: А.Скокан, Р.Баишев, О.Фридлянд, И.Воронежский, К.Гладкий, М.Елизарова, И.Ивлев, Е.Копытова, В.Лабутин. Заказчик: ЗАО «М.Д.С.»

13
Офисное здание. 3-й Зачатьевский переулок, 3-5. 1999. Архитектурное бюро «Остоженка». Архитекторы: А.Скокан, Д.Гусев, И.Воронежский, О.Фридлянд. Заказчик: «Капитал Груп»

О чем двух мнений быть не может – Остоженка стала школой архитектуры русского неомодернизма 90-х. Здесь, на взгляд архитектурного критика, начинается самое интересное.

14
Жилой дом. Молочный переулок, 11. 1998. Архитектурное бюро «Остоженка». Архитекторы: А.Скокан, А.Асс, М.Скороход. Заказчик: СУ-53 «Мосводоканалстрой»

15
Жилой дом. Молочный переулок, 10/16. Проект 2002. ООО «А-3 лтд». Архитекторы: А.Демидов, С.Образцов, Д.Мишакин, при участии Н.Демидов, В.Болелин. Заказчик: ООО «Юнионпромстрой»

Разговор с архитекторами средового образа мыслей о стиле и форме редко получается. В худшем и самом частом случае они говорят про особенности участка застройки с технической точки зрения (эти сети такие, эти – такие, нормы по высоте такие, а по инсоляции – такие), в более редком – рассказывают про принцип незаметности в среде, про тактичную скромность и уважение к контексту. Между тем, если не знать средовой парадигмы и просто смотреть на здания, то у них окажутся довольно ясно выраженные стилистические характеристики.

<<вернуться   далее>>

вверх

 Архив

     

30.04.2003 VI-MMIII
Григорий Ревзин
Остоженка в русской архитектуре

     

30.04.2003 VI-MMIII
Проект реконструкции Русского музея
Мастерская Михаила Филиппова
Григорий Ревзин
Периферийный центр

     

30.04.2003 VI-MMIII
Владимир Седов
Плоды просвещения

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна