приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Оксана Рудченко
Базилика Святого Дома в Лорето
XXII-MMVII - 11.12.2007

Паломнический комплекс в Лорето. Фасад базилики (проект Джованни Боккалини, 1571–1587), палаццо Апостолико (Браманте, Сансовино, Сангалло-мл., 1498-1512), колокольня (Луиджи Ванвителли, 1750–1755), фонтан (Карло Мадерно, 1604–1614)

В итальянском городе Лорето уже более семисот лет находится Santa Casa – дом Девы Марии в Назарете, в котором Богоматерь прожила почти всю жизнь и который был свидетелем нескольких важнейших событий христианской истории – Непорочного зачатия, Благовещения и Воплощения. Санктуарий в Лорето – пример того, как христианская реликвия стала градообразующим фактором, и таковым она является до сих пор.

Лорето – крошечный городок в области Марке, на адриатическом побережье. Он стоит на высокой горе, и его базилика господствует над окружающей довольно пустынной территорией. Кроме этой базилики и городка на километры вокруг ничего нет, город и местность существуют ради нее, а до нее здесь ничего не было.

Антонио да Сангалло-младший. План санктуария с различными вариантами укрепления подкупольных опор. 1526

Главная легенда, связанная со Святым Домом – что он был перенесен сюда из Назарета ангелами, и случилось это в ночь на 10 декабря 1294 года. Они поставили его на поросший лавром холм, отчего потом появилось название Loreto. Этот факт позволил папе Бенедикту XV в 1920 году провозгласить Мадонну ди Лорето покровительницей летчиков и всех путешествующих по воздуху. Сейчас Католическая церковь, не отменяя покровительства, признает, что домик был доставлен человеческими руками и транспортирован из Палестины на корабле.

Площадь перед базиликой с портиком палаццо Апостолико

В конце XIII века, с закатом Иерусалимского королевства, крестоносцы пытались спасти еще не вывезенные реликвии – так дом Марии и Иосифа, который к тому времени по повелению императрицы Елены был обстроен базиликой, был погружен на корабль и отвезен, по-видимому, сначала в Эпир в северо-западной Греции, в то время независимый греческий принципат под властью византийской династии Ангелов. Именно эти Ангелы перевезли Santa Casa сначала в Иллирию (адриатическое побережье Далмации), в город Тарсетто, а затем, через море, в Марке. Известно, что в сентябре 1294 года деспот Эпира Никифор Ангел, выдавая дочь Итмар замуж за Филиппа, сына Карла II Анжуйского, короля Неаполя, давал за ней в приданое в числе прочего «святые камни, унесенные от дома Владычицы нашей Девы Матери Божьей». Почему король Неаполя никак не воспользовался этим тогда еще явно движимым имуществом, почему реликвия не была передана в какой-нибудь монастырь или перевезена в крупный город, а осталась стоять на поросшем лавром холме вдали от всего – непонятно. Именно удивление от немотиворованности, случайности нахождения этой святыни в данном месте, вероятно, подпитывало легенду об ангельской воздушной перевозке.

Апостолико и фрагментом базилики

Что здесь было до существующей базилики, тоже непонятно. Похоже, что ничего – так и стоял домик Марии на высокой горе над морем, служил часовней, был почитаем, но не имел вокруг себя ни монастыря, ни большого поселения. Ему достроили торцовую стену, которой у него не было, так как в Назарете он примыкал к гроту в скале, надстроили и как-то перекрыли (подлинные стены из песчаника со следами обработки в набатейской технике сохранились только до высоты трех метров), но ничем капитальным, по крайней мере, не защитили. Епископы близлежащего города Реканати, в чьем владении Лорето был до 1585 года, решили вложить в него средства только в конце XV века, и поводом к тому стала не забота о сохранности «святых камней», а падение Константинополя.

Недостроенное крыло палаццо Апостолико Антонио да Сангалло- младший. Проект площади с палаццо

После 1453 года паломничество в Святую землю стало слишком опасным предприятием, и взоры верующих обратились к более легко достижимым святыням. Как раз тогда и приобрел огромное значение домик, скромно стоявший двести лет – подлинная частица Святой земли, реликвия, равноценная тем, что остались во власти мусульман. В 1468 году епископ Николо делле Асте начинает в Лорето строительство огромной паломнической базилики. Однако епископы Реканати потеряли инициативу – Лорето попал в сферу интересов Римских Пап. Делле Асте умирает в 1469-м, и при новом епископе работы возобновляются под патронажем папы Павла II. Отныне Лорето становится объектом общехристианского и государственного значения, и туда будут посылаться лучшие, столичные папские мастера. Архитектурные поиски нового христианского святилища на рубеже XV-XVI веков ведутся в Лорето, таким образом, параллельно с Римом, и зачастую теми же мастерами.

Франциско де Холланда. Вид Лорето, 1539

Как и в случае с другими долго строившимися важными церковными комплексами, у Лорето много авторов. Общий проект базилики принадлежит Джулиано да Майано, но он уже придерживался схемы, стилистически близкой венецианской готике, привнесенной Джованни Альберти из Милана (1468–1469) и Марино ди Марко Чедрино (1471). Также называются имена Франческо ди Джорджо Мартини из Сьены и Баччо Понтелли. Как всякая паломническая базилика, Лорето имеет очень развитую восточную часть, предполагающую широкий круговой обход средокрестия, трансепт и абсиды представляют собой венец капелл и сакристий. В средокрестие, на место хора, за главным алтарем, было помещено главное сокровище – Santa Casa. Капеллы вокруг расписали Мелоццо да Форли (сакристия Св. Марка, 1479–1480) и Лука Синьорелли (Св. Иоанна, 1481).

Восточная часть базилики; купол (Джулиано да Сангалло, 1499–1500), аркатурное завершение абсид (Баччо Понтелли, 1468–1469), Морские ворота (Джованни Бранка, 1-я пол. XVII в.)

Одновременно с возведением базилики, по-видимому, появилась идея создания прямоугольного колонного двора-площади перед ее западным фасадом (идея принадлежала Франческо ди Джорджо Мартини). Таким образом, Santa Casa была осознана как реликвия и вставлена в традиционную средневековую схему – вокруг нее воздвигнута большая паломническая базилика-реликварий, со множеством капелл и возможностью кругового движения, с большим двором-пресбитерием, предполагающим торжественный подход паломников, как в старой базилике Св. Петра в Риме. Или, вероятно, в той базилике, что была построена св. Еленой в Назарете. Для подчеркивания роли святыни как цели паломничества архитектура здесь использует самый торжественный свой регистр – мотив церемониального шествия. Однако для конца XV века этого было уже мало – умами завладела идея купольного храма.

Интерьер базилики в Лорето с Домом Богоматери (Santa Casa) в подкупольной зоне

После смерти своего патрона Лоренцо Великолепного в 1492 году, в Лорето приезжает Джулиано да Сангалло, которому поручено сделать купол над средокрестием на октагоне и столбах, уже построенных Джулиано да Майано. И он возводит купол, всего за восемь месяцев, с сентября 1499-го по май 1500-го. Чтобы достичь необходимой прочности, он использует пуццолану (вулканический песок, который придает особую прочность раствору), привезенную им из Рима. Хронологически это второй купол в ренессансной архитектуре после купола Санта-Мария дель Фьоре. Теперь домик Богоматери оказался окруженным настоящим санктуарием в понимании классической архитектуры. Купол, венчающий пространство над Santa Casa, отныне осенял город и всю прилегающую территорию. И все это несмотря на серьезные трудности с устойчивостью подкупольных опор – пилоны начали проседать почти сразу же – проблема, с которой вскоре столкнутся строители нового Сан-Пьетро.

Андреа Сансовино и др. Фрагмент мраморной облицовки Santa Casa (1509–1538)

25 октября 1507 года переустроитель Рима папа Юлий II буллой «In sublimia» даровал новые индульгенции, а также признал Santa Casa чудесно перенесенным ангелами из Назарета местом, где Дева Мария приняла Благовещение. Тем самым Лорето был возвышен до ранга главных паломнических центров, таких как Сан-Пьетро э Паоло в Риме, Сантьяго-де-Компостела и святые места Палестины, и окончательно переведен под папскую юрисдикцию.

Santa Casa в мраморной облицовке

Тогда же папа, затеявший за год до этого строительство новой базилики Св. Петра, посылает в Лорето «своего» Браманте. Ему поручают там сразу несколько проектов – колонную площадь и палаццо Апостолико на ней (портик возводили уже Сансовино и Сангалло-младший в 1512 г.), фасад базилики (в результате построен по проекту Джованни Боккалини из Модены; сначала Джованни Кьольди, а затем Латтанцио Вентура в 1587-м), а также отделку Santa Casa.

Фрагмент мраморной облицовки со статуей пророка

Изучив триумфальные арки Рима, Браманте создает для маленького объема 8,5×3,8 м с высотой 4,3 м проект ордерной мраморной облицовки, полной благородного достоинства, облачает его трехъярусным фасадом классического палаццо. Проект перешел потом к Андреа Сансовино. При содействии Джиролами Ломбардо, Баччо Бандинелли, Гильельмо делла Порта, Раньеро Неруччи он насытил его скульптурой, преобразив снаружи скромную древнюю постройку в роскошное сооружение, триумфально повествующее о жизни Марии. Сам домик, кстати, пришлось перекрыть цилиндрическим сводом, чтобы он и внутри выглядел чуть-чуть импозантнее. Классический реликварий-санктуарий был в целом готов к 1538 году.

Франциско де Холланда Вид Santa Casa, 1539

Параллельно развивался главный проект эпохи – строительства собора Св. Петра. Браманте вернулся в Рим, чтобы решать там проблему с подкупольными опорами, а для Лорето над этим думали Сангалло-старший и Бальтазаре Перруцци. Купол Джулиано да Сангалло, который хотели уже разбирать в 1515-м, так как не могли усилить средокрестие, в результате спас Антонио да Сангалло-младший, и он же успешно укрепил пилоны Сан-Пьетро. Собор Св. Петра, будучи по изначальной своей идее мартириумом, не вырос в центрический купольный храм, как, следуя этой идее, того желали гуманисты, а стал, как и Лорето, купольной базиликой (брамантевский камерный Темпьетто остался совершенным, но единичным достижением). Классическая архитектура сформировала, таким образом, свой ответ на факт присутствия внутри себя христианской реликвии – она соединила античный мерный ритм торжественного шествия базилики в подходе к святыне и ренессансный спиритуальный взлет купола, осеняющий место ее физического пребывания.

Интерьер дома Богоматери из Назарета

Что же касается Лорето как уникального случая, когда реликвией является постройка, то надо признать, что этот факт не произвел на гуманистов никакого впечатления. Ни в одной из росписей базилики Лорето, посвященных событиям, имевшим место в Святом Доме, не изображена Santa Casa, а всегда некий другой дом, как будто подлинный не стоял у них перед глазами. Когда Браманте, а затем Сансовино создавали ковчег-облицовку, в стремлении приукрасить святыню они без малейшего сомнения подавили ее своей классической декорацией – стремясь облагородить то, что считали эстетически неполноценным. В результате этой оформительской игры, а также грандиозного повышения масштаба окружающей ее архитектуры, вместо очень маленькой, но реальной постройки, появилась шкатулка-реликварий, внутри которой мог бы находиться любой другой священный объект. Ренессансная классика не опознала Santa Casa как архитектуру. Трактовка архитектуры как специфической реликвии станет совсем другим сюжетом, и он начнется позже.

вверх

  Ответ / Реликвия

   
11.12.2007 - XXII-MMVII
Григорий Ревзин
Нервный срыв профессора
   
11.12.2007 - XXII-MMVII
Оксана Рудченко
Базилика Святого Дома в Лорето
   
11.12.2007 - XXII-MMVII
Владимир Седов
Скала Санта в Риме
   
11.12.2007 - XXII-MMVII
Владимир Седов
Павильон для траурного поезда Ленина
   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна