|
|
Владимир Седов
Фрески
Град Небесный
XIV-MMV - 31.08.2005
Панорама Московского
Кремля от Москворецкого
моста. Надстройка башен
шатрами – 1680-е гг.
Фото конца XIX века
В Откровении Иоанна Богослова,
Апокалипсисе, есть описание Града,
спускающегося с небес на землю. Позднее
этот град получил устойчивое название
− Небесный Иерусалим. Он четырехсторонний, в нем 12 ворот и много башен,
он сделан из драгоценных материалов.
Если представить, что это описание могло
повлиять на градостроительство православной части Восточной Европы и Древней Руси в частности, то подобные приемы
мы можем найти в относительно поздних
монастырях XVI−XVII веков в Молдавии
и Валахии, на Украине и в Московском
государстве. Взять хотя бы Донской
монастырь − квадратный, много башен,
ворота с каждой стороны. Но это достаточно зыбкое и одновременно улавливаемое сходство, в котором помимо вероятного прочтения и интерпретации текста
Апокалипсиса присутствует влияние
идущей из Италии рациональной системы
проектирования идеальных городов.
Идея, образ Небесного Иерусалима
необыкновенно актуализировалась в эпоху
Крестовых походов: стало возможным
оценить Иерусалим реальный и, как
бы отталкиваясь от него, представить
себе грядущий Град Небесный, который
должен быть неизмеримо прекраснее
Иерусалима реального.
Страшный суд на
портале собора Нотр-Дам
в Париже. Около 1200 г.
У ног Христа – Небесный
Иерусалим
Пальму первенства в изображении
Небесного Иерусалима захватили европейцы, франки и германцы, участвовавшие в Крестовых походах и владевшие
не только информацией о Святых местах
и Иерусалиме, но обладавшие самим
Иерусалимом политически.
В XII веке Иерусалим Небесный
изображают как город у подножия Христа
на Страшном суде: это, как свидетельствует рельеф портала собора Нотр-Дам
в Париже, город с плотно примыкающими друг к другу башнями. Это именно
город из башен, не город-башня, помещающийся в одном объеме, и не город
с башнями, как сохранившийся до наших
дней Сан-Джиминьяно или Флоренция
− такой, какой она была до «укорачивания» и слома ее семейных башен. Нет,
Небесный Иерусалим в западной иконографии − неорганизованное или даже
организованное уплотнение из башен.
Церковь в Калунборге
(Дания). Около 1170 г.
Фото 1930-х гг.
Представить себе облик здания,
какое можно было построить исходя из идеального и рисованного образа
Небесного Иерусалима, можно, глядя на
церковь в датском городе Калунборге.
Этот храм, как будто составленный из
пяти башен, завершенных шпилями
(на самом деле он имеет квадратное
в плане ядро, завершенное башней
в центре, и четыре примыкающих
башни по сторонам света), был сооружен около 1170 года заказчиками,
участвовавшими в одном из Крестовых
походов. Он является храмом, построенным в память об Иерусалиме, причем,
видимо, как земном, так и Небесном.
То, что такое образное восприятие
города, которое из пророчеств и зрительных образов перешло в христианскую иконографию, могло влиять
на постройки − ясно из рассмотрения
Калунборга. Он как будто вышел из города-схемы, высеченной на портале
Нотр-Дам де Пари, или из любого
другого подобного изображения.
далее>>
вверх
|
|
|