|
|
Ответ: Артем Дежурко
Ватиканский изворот
Балдахин собора святого Петра в Риме
X-MMIV - 26.04.2004
Лоренцо Бернини
Балдахин святого Петра.
Капитель одной из колонн.
Внизу – Фуст одной
из колонн. 1625–1627 гг.
Балдахин Бернини сильно напоминает балдахин, стоявший в константиновской базилике, еще больше сходства с ним
у первоначального проекта Бернини. Хотя
балдахин Константина исчез в VI веке,
Бернини о нем, видимо, знал; Ирвин
Левин приводит в пользу этого несколько
убедительных доводов. Во-первых,
фундаменты старой алтарной преграды
сохранялись под полом базилики, и очень
вероятно, что их нашли, когда устраивали
крипту. Во-вторых, балдахин Святого
Петра упомянут у Григория Турского.
И, наконец, известна медаль константиновского времени, впервые упомянутая
в 1636 году (ее владельцем был кардинал
Франческо Барберини), на которой
изображен киворий с перекрещивающимися арками на витых колоннах. Его
могли принять за киворий Ватиканской
базилики. Поэтому очень вероятно,
что балдахин Бернини – аккуратное,
в духе средневековой архитектуры, воспроизведение древнего чтимого образца4.
Бернини в разговоре с Лелио Гвидиччони
утверждал, что идея балдахина принадлежала папе Урбану VIII, и, может быть, эти
слова были продиктованы не одной только
учтивостью придворного5. Такая
дотошность в воспроизведении образца,
для барочной архитектуры в общем-то
нехарактерная, вероятней всего, входила
в условия заказа.
Алессандро Спекки
Балдахин святого Петра
при Павле V
Кроме упомянутых здесь случаев
спиральные колонны редко появлялись
в архитектуре Возрождения. Табернакль
XV века, в котором в старой базилике
Святого Петра хранился нерукотворный
образ Христа, имел в верхнем ярусе витые
колонны. Джулио Романо создает во дворе
Кавалерицца в Мантуе колоннаду
из витых колонн; Виньола в руководстве
о пяти ордерах архитектуры объясняет,
как построить их форму. Вообще,
до Бернини они встречались сравнительно
редко, если не считать долгой, широко
распространенной и совершенно самостоятельной традиции средневековых витых
колонн. После балдахина Бернини витые
колонны распространяются очень широко,
особенно на периферии барочного мира –
в Испании и на Сицилии. Часто они
восходят к средневековым прототипам,
а не к балдахину Бернини: например, это
заметно по тому, что многие из них
не сужаются кверху. Реплика берниниевского балдахина – киворий в парижской
церкви Валь де Грас. Юварра в декорации
1711 года к опере «Юный Теодозий»
изобразил беседки с витыми колоннами,
заменив ими нижние части фустов
на путти.
Первый проект балдахина
святого Петра Бернини
В архитектуре второй половины
XVIII века витые колонны немыслимы.
Франческо Милиция в критическом
рассуждении об архитектуре Бернини
утверждает, что они «абсурдны».
Лоренцо Бернини.
Балдахин святого Петра.
Окончательный проект
балдахина святого Петра
Бернини
Его можно понять. Ордерная колонна
– актер, изображающий несение тяжести.
Ее структура, ее профилировки, энтазис,
благодаря которому ствол колонны
приобретает вид мышцы, вздувшейся
от напряжения, – все служит целям этой
игры. Колонна, свернутая в спираль,
впечатления крепкой мышцы не производит. Это неустойчивая форма: если тело
колонны можно свернуть спиралью,
значит, оно не упруго и легко может
развернуться и опасть, как мокрая тряпка. С точки зрения ордерной архитектуры
витая колонна годится только для эфемерных сооружений или малых форм.
В Кавалерицце – одном из немногих сооружений XVI века, где применение витых
колонн не вызвано потребностями
иконографии – «большая» архитектура
выглядит отчасти как произведение
ювелирного искусства, и форма колонн
способствует этому так же, как чрезмерно
разработанная фактура.
4 Lavin, Irwin. Bernini and the Crossing of St.
Peter’s. P. 12–13. В начале XVI века о константиновском кивории не знали: на фреске в ватиканской
зале Константина, где изображен реконструированный интерьер базилики, алтарная преграда имеет
вид, который она приобрела лишь в VI столетии.
5 D’Onofrio, Cesare. Un dialogorecita di Gianlorenzo
Bernini e Lelio Guidiccioni // Palatino, X, 1966.
P. 127–134.
<<вернуться
далее>>
вверх
|
|
|