приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Артем Дежурко
Ватиканский изворот
Балдахин собора святого Петра в Риме
X-MMIV - 26.04.2004

Лоренцо Бернини Балдахин святого Петра. Капитель одной из колонн. Внизу – Фуст одной из колонн. 1625–1627 гг.

Балдахин Бернини сильно напоминает балдахин, стоявший в константиновской базилике, еще больше сходства с ним у первоначального проекта Бернини. Хотя балдахин Константина исчез в VI веке, Бернини о нем, видимо, знал; Ирвин Левин приводит в пользу этого несколько убедительных доводов. Во-первых, фундаменты старой алтарной преграды сохранялись под полом базилики, и очень вероятно, что их нашли, когда устраивали крипту. Во-вторых, балдахин Святого Петра упомянут у Григория Турского. И, наконец, известна медаль константиновского времени, впервые упомянутая в 1636 году (ее владельцем был кардинал Франческо Барберини), на которой изображен киворий с перекрещивающимися арками на витых колоннах. Его могли принять за киворий Ватиканской базилики. Поэтому очень вероятно, что балдахин Бернини – аккуратное, в духе средневековой архитектуры, воспроизведение древнего чтимого образца4. Бернини в разговоре с Лелио Гвидиччони утверждал, что идея балдахина принадлежала папе Урбану VIII, и, может быть, эти слова были продиктованы не одной только учтивостью придворного5. Такая дотошность в воспроизведении образца, для барочной архитектуры в общем-то нехарактерная, вероятней всего, входила в условия заказа.

Алессандро Спекки Балдахин святого Петра при Павле V

Кроме упомянутых здесь случаев спиральные колонны редко появлялись в архитектуре Возрождения. Табернакль XV века, в котором в старой базилике Святого Петра хранился нерукотворный образ Христа, имел в верхнем ярусе витые колонны. Джулио Романо создает во дворе Кавалерицца в Мантуе колоннаду из витых колонн; Виньола в руководстве о пяти ордерах архитектуры объясняет, как построить их форму. Вообще, до Бернини они встречались сравнительно редко, если не считать долгой, широко распространенной и совершенно самостоятельной традиции средневековых витых колонн. После балдахина Бернини витые колонны распространяются очень широко, особенно на периферии барочного мира – в Испании и на Сицилии. Часто они восходят к средневековым прототипам, а не к балдахину Бернини: например, это заметно по тому, что многие из них не сужаются кверху. Реплика берниниевского балдахина – киворий в парижской церкви Валь де Грас. Юварра в декорации 1711 года к опере «Юный Теодозий» изобразил беседки с витыми колоннами, заменив ими нижние части фустов на путти.

Первый проект балдахина святого Петра Бернини

В архитектуре второй половины XVIII века витые колонны немыслимы. Франческо Милиция в критическом рассуждении об архитектуре Бернини утверждает, что они «абсурдны».

Лоренцо Бернини. Балдахин святого Петра. Окончательный проект балдахина святого Петра Бернини

Его можно понять. Ордерная колонна – актер, изображающий несение тяжести. Ее структура, ее профилировки, энтазис, благодаря которому ствол колонны приобретает вид мышцы, вздувшейся от напряжения, – все служит целям этой игры. Колонна, свернутая в спираль, впечатления крепкой мышцы не производит. Это неустойчивая форма: если тело колонны можно свернуть спиралью, значит, оно не упруго и легко может развернуться и опасть, как мокрая тряпка. С точки зрения ордерной архитектуры витая колонна годится только для эфемерных сооружений или малых форм. В Кавалерицце – одном из немногих сооружений XVI века, где применение витых колонн не вызвано потребностями иконографии – «большая» архитектура выглядит отчасти как произведение ювелирного искусства, и форма колонн способствует этому так же, как чрезмерно разработанная фактура.

4 Lavin, Irwin. Bernini and the Crossing of St. Peter’s. P. 12–13. В начале XVI века о константиновском кивории не знали: на фреске в ватиканской зале Константина, где изображен реконструированный интерьер базилики, алтарная преграда имеет вид, который она приобрела лишь в VI столетии.
5 D’Onofrio, Cesare. Un dialogorecita di Gianlorenzo Bernini e Lelio Guidiccioni // Palatino, X, 1966. P. 127–134.

<<вернуться      далее>>

вверх

 Ответ

   
 

26.04.2004 X-MMIV
Григорий Ревзин
Имитация плоти

   

  Ответ / Спираль

   

26.04.2004 X-MMIV
Максим Атаянц
Римский ворот
Колонна Траяна

   

26.04.2004 X-MMIV
Владимир Седов
Мусульманский поворот
Минарет в Самарре

   

26.04.2004 X-MMIV
Артем Дежурко
Ватиканский изворот
Балдахин собора святого Петра в Риме

   

26.04.2004 X-MMIV
Владимир Седов
Молдавский наворот
Собор Николая Чудотворца в Черновцах

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна