приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Сергей Ходнев
Земля—Масса
Храм Геры в Пестуме
V-MMII - 06.11.2002

 
Капители храма Геры остановились на полпути между наивностью форм архаики и более строгим классическим вариантом ордера

Так что неудивительно обнаружить в храме Геры двоякую сакральность. Ее первый пласт – буквальный: наос-пронаос, обряды греческой олимпийской религии. За всем этим мощно заявляет о себе второй пласт, в котором сакральность отзывается не стройной системой культа, а первобытной властью самосущих стихий: хтонизм здесь выражен с пугающей прямотой, гораздо сильнее, чем в архаике. Масса храма страшно натужена – здание как будто готово само себя раздавить. Довольно странно это ощущать, потому что вообще-то храм очень тектоничен. Но эта тектоничность сродни скорее уж египетским храмам. Только там колонны – это звенья в сложно устроенной структуре святилища и потому давят человека не только своей циклопичностью, но и избыточной ритуализованностью. Более того, они все-таки сами устремлены и взгляд устремляют ввысь. А здесь все как раз наоборот. Наверное, мало где так физически чувствуется известная метафора энтазиса: мол, под тяжестью антаблемента колонны аж распирает. В Парфеноне эта метафора кажется художественным преувеличением: слишком уж грациозно и горделиво колонны несут этот самый антаблемент. В Пестуме колонны мало того, что распирает, они кажутся буквально врастающими в землю, несмотря на стилобат. Но все это – впечатления от общего вида, которые при приближении к портику сменяются совсем другими. Колонны носят все признаки рукотворности, но эти признаки почти незаметны по сравнению с их исполинской, почти геологической самостью. Они кажутся произведением самой земной коры, изверженными по какому-то теллурическому капризу скальными породами. Это сродни потрясению, которое испытываешь, глядя на геологические разломы: под уютной и мягкой землей обнаруживаются титанические следы какой-то древней стихийной жизни. Ордер как система, основанная на соразмерности человеку, здесь перестает работать. Конечно, пестумскому храму по габаритам далеко до, скажем, Баальбека, но, тем не менее, его ордер – это не ordo гуманистического толка, а скорее воспоминание о гигантомахии; наверное, это ближе к тому ordo, с каким рассвирепевшие порождения Земли-Геи громоздили Пелион на Оссу.

В целле храма Геры (едва ли не впервые в классической древнегреческой архитектуре) появляется двухъярусная колоннада

Очень любопытно, что, хотя пестумский храм – по меньшей мере – странный извод классики, он неоднократно воспринимался как образцовое отражение именно классического эллинского духа с его воспеванием земной красоты. Подтверждение тому можно найти у П.Я.Чаадаева, которого проявление духа в архитектуре как раз и занимало больше всего. Ярый идейный ненавистник античности, Чаадаев тем не менее говорит о Пестуме в своем очерке «Об архитектуре» не с характерным для него холодноватым и надменным осуждением, а с гораздо более личной и взволнованной интонацией. По его словам, при виде пестумского храма «вот что с вами случится: вся изнеженность, все соблазны языческого мира, приняв самые обольстительные формы, внезапно встанут толпой вокруг вас и опутают вас своей фантастической сетью; все воспоминания о ваших безумнейших утехах, о самых пламенных ваших порывах проснутся в ваших чувствах, и тогда, забыв ваши искреннейшие верования и задушевнейшие убеждения, вы вопреки собственной воле будете всеми фибрами вашего земного существа поклоняться тем нечистым силам, которым так долго в опьянении своего тела и души курил фимиам человек». Согласитесь, это не отвлеченные размышления критика. Скорее, это описание тяжелого и властного дионисийского экстаза, ощущения человека, обуянного хтонической силой, вдохнувшего, как пифия, пары, источаемые глубинами Земли.

<<вернуться

вверх

 Ответ

   
 

06.11.2002 V-MMII
Григорий Ревзин
Особенности культа мистера Смита

   

  Ответ / Четыре стихии

   

06.11.2002 V-MMII
Владимир Седов
Воздух—Пространство. Площадь Вогезов

   

06.11.2002 V-MMII
Сергей Ходнев
Земля—Масса. Храм Геры в Пестуме

   

06.11.2002 V-MMII
Сергей Ходнев
Вода—Отражения. Константинопольские цистерны

   

06.11.2002 V-MMII
Сергей Ходнев
Огонь—Свет. Барочные фейерверки

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна