|
|
Сергей Ходнев
Земля—Масса
Храм Геры в Пестуме
V-MMII - 06.11.2002
Второй храм Геры в Пестуме. Вид с северо-востока и восточный
(главный) фасад. На левом снимке в отдалении виден фрагмент
старого храма Геры
Приписать Герайон культу Посейдона – в фактологическом смысле ошибка довольно
серьезная. Особенно с точки зрения классической олимпийской мифологии: хотя
Посейдон с Герой – брат и сестра, да еще и родня по Зевсу, они живут в совершенно
разных сферах и вроде бы не могут иметь ничего общего. Он – господин моря, она –
супруга громовержца. Но это status quo уже олимпийского периода. На самом деле, как
известно, греческая религия с ее светлыми и «слишком человеческими» божествами
выросла из пестрого сплава архаических индоевропейских верований, в которых света
и человечности зачастую не было вовсе. Первозданная природа богов-олимпийцев
зафиксирована в преданиях настолько ветхих времен, что их приходится
откапывать: снова просится на язык сравнение с геологическими напластованиями. Скажем, некий ученый финикийский
жрец Санхунйатон их излагает, Филон Библосский столетия спустя конспектирует,
а Евсевий Кесарийский еще позже цитирует в «Евангельском приготовлении». Так вот,
оказывается, что Посейдон, этот комический морской старик с трезубцем, – древнее
божество едва ли не хеттского происхождения. Причем божество хтоническое,
земляное, которое было связано с влагой лишь как с оплодотворяющей землю силой,
и лишь потом занявшее место Океана, олицетворяющего море. Этот хтонизм
остался даже у олимпийского, морского Посейдона, который не очень последовательно считался колебателем земли. Так что
связать с ним пестумский храм – очень даже логично.
А что же Гера, небесная владычица? С ней тоже не все просто. Во-первых, для
Зевса она была лишь энной по счету супругой, да и то супругой не очень удачной.
Какое-то экзистенциальное непонимание постоянно пронизывает их взаимоотношения. При более пристальном рассмотрении
оказывается, что Гера (как, в общем-то, и все женские божества достаточно древнего происхождения) первоначально была отнюдь не
небесным божеством, а воплощением земного плодородия. Хотя и редко (у Гомера, а потом
– почему-то уже в IV в. н. э., у Нонна Паннополитанского), к Гере применяется
эпитет «волоокая». Это не только некий признак особой красоты, но и религиозный
пережиток. В Аргосе, одном из самых древних центров своего культа, богиня
почиталась в образе коровы – а это, понятно,
олицетворение плодоносящих сил. И ведь – обратите внимание – именно Аргосской Гере
был посвящен пестумский храм. Впрочем, даже в классической Гере чувствуется
остаток хтонизма: во-первых, в ее пристальном внимании к вопросам брака и деторождения, а во-вторых – в том безумии, которое она
любила насылать на тех, кто ей не угодил. Безумие и иррациональность – это всегда
признак тяжелых и темных дольних сил.
<<вернуться
далее>>
вверх
|
|
|