приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Игла
Эйфелева башня
I-MMI - 29.10.2001

Эйфелева башня господствует в расчищенном,
пустом пространстве

Это едва ли не самое узнаваемое сооружение в мире. Ее называют "самой знаменитой парижанкой", но сами парижане ее не любят, считая неуместным курьезом для туристов. Она видна из любой точки города, но городская жизнь протекает вдали от нее. Она стоит в самом центре Парижа, словно в зоне отчуждения, ее обширный партер существует только ради нее, и потому выключен из остального города. 

Эйфелева башня была задумана как мемориал в честь столетия Великой французской революции для парижской Всемирной выставки 1889 года. Идея гигантской стальной башни витала в воздухе на протяжении всего XIX века, для которого виртуозные металлические конструкции были олицетворением прогресса. Проект "Башни в 300 метров" возник в 1884 году. Авторы проекта - инженеры Эмиль Нужье (Emile Nouguier) и Морис Кеклен (Maurice Koechlin) при участии архитектора Стефана Совестра (Stephen Sauvestre)- все сотрудники компании Гюстава Эйфеля (Gustave Eiffel). Эйфелю не было равных в проектировании устойчивых металлических конструкций для железнодорожных мостов. Он выкупил проект у своих коллег и взялся доказать всем, что его конструкции и технологии способны создать высочайшую в мире башню, во славу столетнего юбилея революции, индустриальной мощи Франции и технического прогресса. Ее возведение заняло 2 года, 2 месяца и 5 дней, она стоила около 5 миллионов франков, ее вес составил 7 300 тонн. Она стала основным событием и главным аттракционом Всемирной выставки 1889 года и окупилась в течение полутора лет. 

Фрагмент плана 
современного Парижа

Непреодолимое противоречие между детищем Эйфеля и всем, что ее окружало, стало очевидно уже в процессе строительства. Посреди каменного Парижа появилось создание почти эфирной легкости, прозрачная графика металла, нарисованного на фоне неба. В городе, приобретшем незадолго до этого пышный вид столицы империи, возникла форма шокирующей обнаженности своего строения. Она была фантастически высока - на 130 метров выше самого высокого, на тот момент, сооружения в мире, Вашингтонского обелиска. 

Генеральный план Марсова поля. 
Начало XX в.

Башня еще не была завершена, когда начались протесты. Ее обвиняли в том, что это техника, а не искусство, инженерное сооружение, а не произведение архитектуры. Инженерная конструкция для красоты - это нонсенс. Функция Эйфелевой башни - быть очень высокой башней, и больше ничем. За башнями не водилось таких функций со времен Вавилонской. Тогда эта затея тоже не нашла поддержки. 

Фасад и разрез завершающего башню фонаря. Из книги Эйфеля "Башня в 300 метров". 1900 г.

В феврале 1887 года в газете "Le Temps" появился "Протест против башни мсье Эйфеля", подписанный Шарлем Гуно, Ги де Мопассаном, Александром Дюма-младшим, Эрнестом Мессонье, Шарлем Гарнье и другими звездами художественной элиты. Заслуженные деятели культуры осудили "... этот трагический уличный фонарь", "...этот скелет колокольни" (Поль Верлен), "эту высокую и тощую пирамиду из железных лестниц, этот гигантский неуклюжий скелет,...курьезную тонкую фабричную трубу" (Мопассан). Но как она их завела! 

Она была ни на что не похожа, и она потрясала. Эффект монструозного, но и органичного вырастания башни из земли, где до нее никаких заметных строений не существовало (эта часть Марсова поля всегда была пустырем) завораживал современников. "Мы видели, как копали землю под основания, углубляясь в те слои глины, где первые обитатели Парижа охотились на оленей и диких быков. Четыре слоновьи мегалитические ноги тяжело оперлись о землю, части стальных ферм выпрыгнули кронштейнами из каменных башмаков, переворачивая наши представления об устойчивости конструкции". Эйфель утверждал, что форма башни продиктована требованиями наилучшей сопротивляемости ветру, что точнейшими расчетами устойчивости обусловлен упругий изгиб ее ребер и вынесенность четырех опор-ног. Это создавало впечатление, что форма творится на глазах под воздействием стихий. "Ноги, прежде чем сойтись в этой высочайшей вершине, как будто выпрыгивают из земли, и словно формируются самим действием ветра". 

В 1888 году вырастающая из земли башня казалась чудовищным монстром

Это была иная органика. Башня была убедительна и последовательна, но тотально инакова. Понадобились титанические усилия, чтобы ее адаптировать и понять, что это такое. Это удалось только авангарду.

Последовательный рост строящейся башни. Фотосъемка 1887 - 1889 гг. с башни дворца  Трокадеро на другом берегу Сены

С рождением авангарда башня стала одной из любимых его фигур. Она стала эталоном эпохи, когда вызов художника обществу стал единственным типом художественного высказывания. Она вдохновляла Гийома Аполлинера, Рауля Дюфи, Марка Шагала, Робера Делоне - сотни художников, режиссеров, фотографов. Ею авангард утверждал собственную инаковость, подтверждая одновременно ее иномирную природу. Ведь в сущности, если у нее и есть функция, то одна единственная - лестница в небо.

С рождением авангарда башня стала одной из его любимых фигур. Робер Делоне. "Марсово поле, красная Эйфелева башня". 1888, 1911 г.

Она и сейчас производит впечатление чего-то очень авангардного. Ее форма абсолютно индивидуальна и непонятно чем обусловлена. Как неизвестно, чем обусловлена форма скалы или дерева. При огромном количестве наследниц, превзошедших ее по высоте, она остается неподражаемой по силе воздействия - она не вышка, которая лучше читается издали, ее хочется воспринимать целиком, от основания до вершины. Наконец, вопреки всей фрейдистской мифологии, ее женская сущность несомненна - "парижанка", - поэтому самым смелым ее ракурсом смотрится вид изнутри. Она естественна, как естественно все растущее из земли. Она зооморфна, в ее упругих линиях есть животная, хтоническая витальность ( "ноги как будто выпрыгивают из земли"). Каждая новая всемирная выставка, каждое громкое событие стараются вовлечь ее, перетянуть на себя часть ее славы, украшая ее новой иллюминацией. Но она по-прежнему переживает их всех и принадлежит только себе. 

Оксана Рудченко

вверх

 Ответ

   

29.10.2001 I-MMI 
Культура против наркотиков

   

  Ответ / Инородное тело 

   

29.10.2001 I-MMI
Сергей Ходнев
Гора. Термы Каракаллы в Риме

   

29.10.2001 I-MMI
Владимир Седов
Куча. Собор святой Софии в Константинополе

   

29.10.2001 I-MMI
Юлия Попова
Дыра. Площадь Кампо в Сиене

   

29.10.2001 I-MMI
Владимир Седов
Чемодан. Палаццо Дожей

   

29.10.2001 I-MMI
Владимир Седов
Нора. Арка Новой Голландии

   

29.10.2001 I-MMI
Оксана Рудченко
Игла. Эйфелева башня

   

29.10.2001 I-MMI
Владимир Седов
Церковь Трифона в Напрудном

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна