приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
Построение картины
«Римский дом» Михаила Филиппова
XVII-MMVI - 20.03.2006

Задний фасад

Но когда я говорю, что реалистическая графика сегодня вынуждена эмигрировать в область проектной, я не имею в виду банальную мимикрию. Михаил Филиппов начинал как художник, и его виды Петербурга 80‑х гг. прямо продолжают мирискусническую традицию, но как художник, увы, он оказался невостребованным. Дело не в качестве рисунков, а в качестве испорченного авангардом востребующего социума, но сделать тут ничего нельзя. И здесь начинается самое важное. Он всерьез ушел в архитектуру, не пожелав отбросить то, что всерьез открылось ему как художнику – образ хаоса исторического города, преображаемого в гармонию перспективным видением. Он именно это и захотел построить.

Если для классического архитектора взять композицию из прямоугольника и вписанного в него круга, а потом сдвинуть круг к краю – крайне экстравагантный жест, то для художника, рисующего дом с круглым двором, выдвинуть этот круг чуть вперед, на край первого плана – это даже не художественный, а естественный технический прием. Иначе круглая площадь никогда не попадает в средний план, и картина развалится. Это уже не экстравагантность, а просто правильное построение – выдвинуть окружность вперед, так, чтобы она по касательной проходила к границе первого плана – тогда весь круг уместится в среднем, и еще останется дальний, чтобы дать представление о пространственном масштабе происходящего.

На заднем фасаде Михаил Филиппов заставил портики и арки подниматься вверх лестницей

«Римский дом» строится не как классическая архитектура, а как классическая картина. Две фантастические колонные вертикали, фланкирующие вход в круглый двор, в классической архитектуре не имеют аналогов, потому что зачем ставить одну свободностоящую колонну на другую? Зато в живописи это самое обыкновенное дело – это кулисы, отмечающие границу первого плана, Лоррен или Ватто посадили бы на этом месте деревья, Филиппов ставит колонны.

Мне кажется, что именно в этом ключе построенной картины следует понимать композицию главного фасада. Я хочу сказать, что Филиппов здесь работает невероятно тонко, с материями, которых история классической архитектуры не знает. У этого здания главный и дворовый фасады меняются местами, на улицу он выходит двором, и это не фокус – так делали и Леонтий Бенуа, и Федор Лидваль. Фокус в том, что этот «главный-дворовый» фасад существует для нас как явление третьего плана классической картины. Филиппов так придумал и выстроил эту композицию, что мы обречены ее воспринимать только сквозь кулисы входных колонн и средний план круглого двора. И тут уж ничего не поделаешь – даже если войти в этот двор, фасад все равно не переместится на первый план, потому что есть законы художественного пространства. Это будет то же самое, как войти в картину Лоррена и начать в упор рассматривать холодноватую дымку его горизонта. Теплее она от этого не станет, потому что третий план в цвето‑воздушной перспективе всегда холодный.

Главный аттракцион дома – круглый двор, затягивающий вовнутрь по спирали

<<вернуться   далее>>

вверх

 Здесь / постройка

     
20.03.2006 - XVII-MMVI
Григорий Ревзин
Построение картины
«Римский дом» Михаила Филиппова
     

 Здесь / интерьер

     
20.03.2006 - XVII-MMVI
Григорий Ревзин
Ювелирная архитектура
     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна