|
|
Современная классика
Григорий Ревзин
Построение картины
«Римский дом» Михаила Филиппова
XVII-MMVI - 20.03.2006
Вид со стороны Погорельского переулка
Это первый большой дом Михаила Филиппова, а его популярность – заметим,
огромная – была связана в первую очередь с графикой. Здесь я бы хотел обратить
внимание на одно обстоятельство. Своего рода запрет на реалистическую живопись,
который мы сегодня переживаем, привел к тому, что она теперь старается сделать
вид, будто это не она, а что‑то другое. Городская ведута благодаря успехам
авангарда теперь не может рассматриваться как ведута – иначе ее место в
пешеходном переходе, где продают виды города лохам‑туристам. Чтобы художественно
состояться, она должна эмигрировать из своего жанра куда‑нибудь в другое место –
ну, скажем, притвориться проектом. Проект – это звучит гордо и современно, в
проекте можно просуществовать.
Деталь фланговой колоннады
Между тем, у Филиппова изначально никакая не архитектурная, а просто графика,
и именно это в ней, честно сказать, и ценно. Профессиональная архитектурная
графика бывает трех сортов – рисунки архитектурных фрагментов, эскизы, заготовки,
полезные для будущих работ, проектная графика и презентационная графика для
заказчика. Это общеизвестная азбука, я хочу напомнить, что каждый из этих жанров
обладает своим типом выразительности. Подготовительные рисунки – жанр
аналитический, здесь ценна фрагментарность, незавершенность; проектная графика –
жанр научный, документный, основанный на прочности построения; презентация для
заказчика – жанр прельщения величественностью, здесь ценна подробная пышность.
Вообще‑то это соответствует витрувианской триаде пользы (зарисовка на будущее),
прочности (документ) и красоты (обольщение заказчика). Ни одним из этих типов
выразительности графика Михаила Филиппова не пользуется. Его тема – город,
исторический город в случайности его пространственных и временных напластований.
Здания у него появляются фрагментами, в непрезентационных ракурсах, в дымке, за
деревьями, так что при всей реалистичности вы редко когда сможете понять, как
это здание выглядит целиком. Зато вы очень хорошо сможете представить себя в
этом городе. В пустом городе, неупорядоченном и даже хаотическом, и именно в
этом видится его достоинство. Это достоинство особого рода. Оно определяется
перспективой – выражением личного взгляда. Перспектива выстраивает хаос
исторического города в порядок, придает ему ясность ордерного построения,
гармонизирует его. Это идеальное выражение позиции человека, который гуляет по
городу, и вдруг под влиянием его взгляда этот город начинает складываться в
непредсказуемые гармонические перспективы. Это взгляд не архитектора – это
взгляд художника, умеющего увидеть картину там, где ее никто не замечал.
Деталь бокового фасада
<<вернуться
далее>>
|
|
|