приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Художественная тренировка
XIV-MMV - 31.08.2005

Г.Р.
А в чем разница между архитекторским и художническим рисованием?
М.Ф.
Это трудно объяснить, зато легко увидеть. Попробую. Скажем, архитектор рисует фасад своего дома. Он мучается, ищет что-то, меняет пропорции, окна. А вот он же садится рисовать этюд суздальской церкви. Он ничего не ищет, ничем не мучается. Почему так происходит? Потому что он думает, что здесь все ясно. Ему важно зафиксировать этим рисунком, как это устроено, а не понять, почему это красиво. И я думаю, что это произошло именно в ХХ веке. Ведь рисунки старых архитекторов – они же основаны на поиске композиции, выразительности, даже тогда, когда архитектор рисует то, чем он лично пользоваться не будет. Они достойны художественного музея. Вот, скажем, когда Кваренги рисует Московский Кремль или Новый Иерусалим – зачем это ему нужно? Сам он в такой архитектуре работать не будет. Но он пытается рисунком понять, что в этой архитектуре красивого, не как она устроена, а как устроена ее эстетика. Вот в чем различие.

Михаил Филиппов и мастерская
Проект частного жилого дома в Подмосковье Дом решается на основе двух графических приемов. С одной стороны, это архитектурный разрез, рассекающий классическую симметричную композицию пополам; с другой – это «разрезание» превращает дом в «руину»

Г.Р.
Хорошо, вернемся к тебе. Ты используешь графику как камертон своих проектов?
М.Ф.
Да, и это методика. Конечный продукт, который выходит – он идет не от плана, не от объема, не от фасада, не от каких-то теоретических построений, а от того, как это легло на лист. Сначала я сочиняю архитектуру, а потом делаю перспективу и смотрю, и сразу видно, где ошибка. Кстати, если это правильная перспектива, то ведь это еще и математика, так что можно мгновенно исправить эту ошибку и на плане, и на разрезе. Это мой метод построения архитектуры, и я убежден, что иначе классическая архитектура не может существовать.

Г.Р.
То есть графика тебе нужна как инструмент эстетической верификации, и только?
М.Ф.
Не только. Нет, есть еще одна очень важная область. Дело в том, что все, чем я пытаюсь заниматься – это освежение классического архитектурного языка. Потому что он ведь умер не просто потому, что пришли злые соблазнители-модернисты и его уничтожили. Была какая-то внутренняя исчерпанность темы. Скажем, дорика большого объема, в ней были великолепные произведения, шедевры, но в какой-то момент она выродилась в очень сухие решения, какой-то призрак тирании за ней стал маячить, и все это кончилось. Как развивается классическая традиция? Это развитие – поиск нового синтаксиса в рамках того канонического языка, который существовал изначально. Нужно найти область, откуда брать этот синтаксис, для меня такая область – живопись. Традиция, которая существует рядом, параллельно с классической архитектурой, начиная с помпейской живописи и до Пиранези, и дальше, до Фомина и Щуко. Там масса материала, который можно брать и использовать. И я думаю, что если это удастся, если такое обновление произойдет, этого надолго хватит, лет на 300, наверное, как, скажем, дорического возрождения хватило на 200 лет.

<<вернуться       далее>>

вверх

 Здесь / постройка

     

31.08.2005 XIV-MMV
Григорий Ревзин
Путь к фасаду-2

     

31.08.2005 XIV-MMV
Владимир Седов
Вилла Новой Судьбы

     

 Здесь / интервью

     

31.08.2005 XIV-MMV
Художественная тренировка.
Михаил Филиппов

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна