приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
Среда и классика

XI-MMIV - 30.07.2004

Жилой дом с офисами
Погорельский переулок, 6-8, Москва
Генпроектировщик: Моспроект-2, мастерская 5
Главный архитектор проекта: Дмитрий Бархин
Руководитель мастерской: Михаил Леонов
Архитекторы: Т.А. Королева, М.В. Славутская, М.Б. Забеднова, Р.А. Помозов.
ГИП Г.В. Бибиков
Субпроектировщики: «Мосгипротранс», фирма «АК-1»
Модели архитектурных деталей: скульпторы А. Таратынов, О. Ксенофонтов, В. Чернов, И. Хонхордин, В. Трулов, С. Молчанов
Архитектурные детали, изготовленные из стеклофибробетона, выполнены ООО «Ортост-фасад»
Девелопер: «Форум пропертиз»

Корпус на углу Погорельского и Щетининского переулков

Дом, построенный Дмитрием Бархиным в Погорельском переулке, прошел почти незамеченным. При том, что проект его относится аж к 1994 году, реальное проектирование шло в 1999, а внешне дом был достроен еще два года назад, он практически не был опубликован. Между тем, это интереснейшее явление.

Дом включает в себя три элемента. Во-первых, это большие серые 9-этажные корпуса, расположенные по 2-му Казачьему и Погорельскому переулку. Во-вторых, это красный особняк с ротондой на углу Погорельского и Щетининского переулков. И в-третьих – еще один особняк, который боком выходит в Щетининский переулок, а главным фасадом – во двор комплекса. 9-этажные корпуса выстроены так, будто это неоклассика 1910-х гг., особняк с ротондой построен под Баженова, а композиция фасада третьего особняка основана на памятниках московского ампира (ср. Конный двор Жилярди в Кузьминках), хотя колонны его точно, по обмерам, воспроизводят колонны Тома де Томона, использованные им в мавзолее «Супругу-благодетелю» в Павловске.

Фасад по Щетининскому переулку Боковой фасад

Два обстоятельства обращают на себя особое внимание в этой композиции.

Во-первых, я бы сказал «нарочитая» ее ученость, некая возгонка эрудиции. Все эти здания в принципе могли бы существовать в Москве, но были бы, скажем так, попроще.

Неоклассические доходные дома такого типа в Москве встречаются, даже сравнительно недалеко от Погорельского переулка, на Большой Полянке, но они не такой ученой архитектуры. Ордер своих рустованных пилястр Бархин перенес в Погорельский переулок из палаццо Питти, построенного знаменитым флорентийским маньеристом, учеником Рафаэля Бартоломео Амманати. В Москве не принято было ходить за образцами так далеко, и за исключением палаццо Тарасова Ивана Жолтовского, московский неоклассицизм ориентировался не на итальянские ренессансные образцы, а на петербургский неоренессанс Перетятковича и Лялевича, беря оттуда уже готовые композиции. Собственно таким же путем Дмитрий Бархин пошел в построенном в 1997 году здании Интерроса на Якиманке, фасад которого следует популярной в неоклассике теме фасада, найденного Федором Лидвалем в здании Азовско-Донского банка в Петербурге (существуют десятки ее повторений). Московские архитекторы-неоклассики по сравнению с петербуржцами 1910-х гг. были достаточно вторичны и провинциальны. Здесь же возникает такое ощущение, будто среди московских инженеров-строителей вдруг затесался какой-то выпускник Петербургской академии, учившийся по классу Леонтия Бенуа и решивший блеснуть перед местными простоватыми коллегами.

Особняк с ротондой на фоне доходного дома

То же самое происходит и с ампирным особняком, построенным под Жилярди. Архитектор поразительного качества, необыкновенно изобретательный, пользовавшийся несколько необычным вариантом ампирного диалекта, усвоенного им в миланской Академии архитектуры, Жилярди вместе с тем довольно скептически смотрел на изыски французского ученого ампира и в частности в ордерных деталях совсем не стремился к сложным эрудированным построениям. Простой тосканский ордер, совершенно отрицаемый Французской академией за эклектичное соединение дорической капители с базой, Жилярди вполне устраивал. И вот надо же – именно этого архитектора Бархин дополняет ученейшими французскими колоннами Тома де Томона. И еще откуда! – из мавзолея «Супругу-благодетелю», где Тома де Томон придумал сложнейший ход, когда дорические колонны начинаются как каннелированные, а потом словно одеваются в траурный саван, вспомнив, что они фланкируют вход в мавзолей.

далее>>

вверх

 Архив

     

30.07.2004 XI-MMIV
Владимир Седов
Casa dell’Arena

     

30.07.2004 XI-MMIV
Григорий Ревзин
Среда и классика

     

30.07.2004 XI-MMIV
Человек Без Галстука
Москва не сразу строится

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна