|
|
Современная классика
Владимир Седов
Casa dell’Arena
XI-MMIV - 30.07.2004
Жилой комплекс
в Лорахе, пригороде
Базеля. 1990–1994.
Архитектурное бюро
«Вильгельм и партнеры».
Здесь мельче масштаб
и корпуса ниже, застроена
и сама арена
Дом на Мытной получил в дополнение к своей «сильной форме» еще и световые разрывы, щели, через которые должна
осуществляться инсоляция соседних
домов. Можно было бы сделать низким сам
дом-арену (названия у дома еще нет, но
просится именно такое), но архитекторы
предпочли рассчитать углы восхода солнца и его стояния в середине дня и прорезать корпуса в нескольких местах. Эта
сугубо функциональная задача неожиданно приобретает и другую сторону – символическую. Во-первых, это напоминает
линии разломов, трещины, как будто разрывы свидетельствуют об утратах (в этом
еще не построенном здании), о прошлом, о
каких-то неведомых событиях. Здесь возникает эффект от столкновения «сильной»
формы и формы значащей.
Далекая аналогия: проект
комплекса на месте Всемирного торгового центра
в Нью-Йорке. Группа
RoTo. Здесь световые
«прорывы» дают особое
освещение площади
Эти разрывы в теле здания, освещающие окна соседних домов, оказываются
именно такой значащей формой, вокруг
которой может «накручиваться» множество интерпретаций: они проводят свет, одновременно разламывая, разрывая форму
амфитеатра, внося в нее элемент разрушения, случайности, интриги. Для сравнения приведу пример из абсолютно символической архитектуры: в проекте
мемориала на месте Всемирного торгового центра
в Нью-Йорке архитекторы из группы RoTo
создали овальное пространство (оно напоминает им срезанную пальму с годичными
кольцами на мощении), окруженное
домами с разрывами улиц, направленными к месту трагедии. Свет, проникающий
через щели, символичен, и сила приема
здесь именно в лучах, в их ожидании.
В нашем доме на Мытной никакой трагичности нет, но значащая форма световых
прогалов сообщает ему дополнительную
значительность.
Виды внутреннего двора
дома-арены
В результате возникает здание, пока
еще на стадии проекта, в котором критик и
зритель не видит деталей. Здесь господствуют две формы: «сильная», восходящая
к архетипу и потому всегда «с историей»,
и форма значащая, связанная со светом
и потому всегда волнующая и завлекающая. Здесь над стилем архитектора
возвысился язык вечных форм.
<<вернуться
|
|
|