приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Владимир Седов
Базилика
XV/XVI-MMV - 18.12.2005

Базилика Максенция в Риме, начало IV в. н.э. Вид сквозь боковой неф

Здесь действует сила, исправляющая траекторию вашего движения и направляющая ваш взгляд туда, куда направлена эта сила. Вот, например, вы входите через боковую дверь римской базилики Сан-Паоло фуори ле Мура («за стенами») – где-то с юго-востока. Настраиваетесь на общение с памятником, рассчитываете на подробный осмотр и смакование общего и деталей. Из двери видите прямоугольник пространства, слева арочный проем куда-то, справа – полукружие абсиды с мерцающими мозаиками в конхе. Сейчас, казалось бы, можно смотреть, но тут-то и начинает действовать упомянутая сила: вместо осмотра вы передвигаетесь так, чтобы стать на пересечение главной оси и оси трансепта. Вот она, главная ось, вот направление на абсиду с мозаиками, но расстояние отсюда слишком короткое, получается эффект близорукости. Тогда совершаем полный разворот – и через арку, напоминающую триумфальную, видны ряды колонн, обрамляющих длиннейший неф. Но и этот вид какой-то недостаточный, кончающийся входными проемами в этот самый неф. И почти непроизвольно вы начинаете двигаться к увиденным только что входным проемам с запада, в торце нефа, и только дойдя до них, разворачиваетесь опять и осознаете ясно и окончательно – вот единственная точка отсчета, начало оси этого здания, буквально нанизанного на незримую спицу, начинающуюся от входа и кончающуюся полукругом абсиды, поблескивающим мозаичными изображениями Христа и апостолов.

Вид сохранившейся (восточной) части базилики Максенция

Находясь на этой оси, вы чувствуете конечность пути: вы можете двигаться реально или мысленно только по оси или вдоль нее, от входа и до абсиды. Все остальное в образе базилики является только аранжировкой, оформлением и украшением раз и навсегда найденного образа дозированного и конечного движения по горизонтали: от начала (двери) к окончанию (абсиде) – вместилищу престола Бога и округлой плоскости с изображениями Бога и его святых. Формальные составляющие этого архитектурно оформленного образа приближения к святыне следующие: продолговатый неф, ведущий вперед, полукруглая абсида с полукуполом конхи вверху. Кроме этих двух основных компонентов большое значение имеет количество нефов, характер разделяющих их опор (в раннехристианское время это были колонны) и образ того, что они несут (архитрав или аркада, стена над ними – с окнами или без, возможный второй ярус колоннады или аркады), а также триумфальная арка перед абсидой или перед трансептом и сам трансепт – поперечно ориентированное пространство перед абсидой, предназначенное для передвижения и стояния клира. Все это настолько четко организовано и предельно ясно продумано, что кажется вершиной типа, которую невозможно изменить и «улучшить». Но в базилике Сан-Паоло мы видим здание V века, а потом еще было решение перекрыть базилику куполом (получится София Константинопольская) или рядом сводов (получится романская базилика). Тип базилики так или иначе развивался до XVIII века, что составило одну из самых значительных типологических линий в истории европейской архитектуры. Но вначале был этот достаточно простой и одновременно убийственно действенный вариант раннехристианской базилики, в которой динамика продвижения к святилищу конхи подчеркнута монотонностью шага колонн и арок.

План базилики Максенция. Для того чтобы стать христианской базиликой, в нее должна «войти» колонная улица

Само слово «базилика» греческое и переводится как «царственная». Это помещение, где присутствует царь (василевс, цезарь, император) и где он судит своих подданных. В Римской империи император, естественно, не мог присутствовать в каждом городе, а потому базилики в провинциях являлись уже зданиями, в которых императора заменяла его статуя, а его судебные функции от его имени исполнял судья – наместник провинции, прокуратор, делегированный сенатор. Нам известны здания провинциальных «судебных» базилик III века нашей эры в галльском Трире (Августа Тревиорум) и в сирийской Босре. В обоих случаях перед нами продолговатые прямоугольные здания с деревянными перекрытиями, заканчивающиеся полукруглой абсидой, в которой и была расположена статуя правящего и частично уже обожествленного императора, и где перед статуей (рядом с ней?) сидел правитель и судья. Здания были освещены высоко расположенными окнами в боковых стенах. Разделения на нефы в этих зданиях не было.

Интерьер базилики Сан-Паоло фуори ле Мура («вне стен») в Риме. 384–410 гг., обновлена в 1823–1854 гг. Самая большая раннехристианская базилика

Западный фасад базилики Сан-Паоло в Риме. Вид из перистильного дворика

План базилики Сан-Паоло – один из примеров пятинефной базилики

далее>>

вверх

 Ответ

   
 

18.12.2005 XV/XVI-MMV
Григорий Ревзин
Ось Хаоса

   

  Ответ / Ось

   

18.12.2005 XV/XVI-MMV
Максим Атаянц
Апамея и Пальмира

   

18.12.2005 XV/XVI-MMV
Владимир Седов
Базилика

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна