приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Оксана Рудченко
Клещи
Площадь Сан-Пьетро в Риме
XIII-MMV - 27.03.2005

Бернини Площадь Сан-Пьетро
Вид с купола собора Святого Петра

Тема площади в европейском градостроительстве Нового времени начинается здесь, и удивительным образом первое решение оказалось самым сильным и по сию пору непревзойденным. Идеальным. Ибо, представляя некий эйдос площади, классицисты скажут, что не может быть ничего прекраснее улицы, вливающейся в полукруглое обрамленное колоннадой пространство, а модернисты отметят необходимость оптимального сочетания формы и функции, но и те и другие сойдутся, что это – площадь Сан-Пьетро. То, что ее создал великий скульптор, иллюстрирует убеждение одних относительно доминанты пластики в классической культуре и подтверждает тезис других о ткани города как о подвижной массе в руках архитектора-градостроителя.

Раскопки античной Герасы. Въездная площадь, II в. н.э.

Новому главному собору требовалась новая главная площадь. Перед древней, константиновского времени, базиликой Святого Петра был двор, это был замкнутый прямоугольный атриум с фонтаном в центре и пристенной колоннадой – восточная типология храмового двора, как у многих раннехристианских базилик. По смыслу берниниевская Сан-Пьетро вырастает из этой типологии площади перед собором. Но функция у нее уже другая – не площадь-зал для торжественного предстояния (как венецианская Сан-Марко, например), но площадь – пространственный магнит, направляющий к себе как к конечной цели пути массы паломников, передвигающихся по Риму от святыни к святыне. Организации ясного маршрута этого итинерария были посвящены усилия римских пап по перепланированию средневекового города («renovatio Romae») еще с начала XVI века.

Бернини Проект третьего фрагмента колоннады. Офорт Дж.-Б.Фальда, 1667

Рассуждая о гениальности формальной находки Бернини в обратной перспективе классической традиции, поражаешься силе его исторического прозрения – сквозь принципиально иные композиционные схемы барокко, ренессанса, не говоря уже о Средних веках – обращение напрямую к античности. Городская площадь есть пространство, окруженное свободностоящей колоннадой – это элементарное правило, один из обязательных принципов устройства любого античного полиса. Расходящаяся полукругом ионическая колоннада площади II века н.э. в аравийской Герасе, как воронка, втягивающая толпы входящих в город – вот уже найденный прием. Но Бернини всего этого не знал, а про Герасу знать и не мог, она тогда лежала под многометровым слоем грязевых оползней.

Панорама площади Сан-Пьетро

Джанлоренцо Бернини сам пришел к такой композиции, хоть и не сразу. После него полукруглая площадь в барокко станет уже наработанным приемом, но скорее в дворцовых ансамблях. Повторения в виде классицистических городских форумов, будь то площадь перед Казанским собором или Piazza del Plebiscito в Неаполе, не достигают того масштаба и выразительности.

Генеральный план базилики и площади Сан-Пьетро

В самом начале, приступив в 1656 году по указанию папы Александра VII к планированию площади перед базиликой Святого Петра, Бернини проектирует ее трапециевидной, обнесенной стенами в два этажа – известная средневеково-ренессансная типология, новация лишь в очертаниях площади, предполагающих некоторый оптический эффект. Однако соображения экономии диктуют понижение этажности, и весной 1657 года появляется план круглой, но слегка растянутой в ширину, то есть эллиптической площади, обрамленной свободностоящей аркадой. К лету того же года аркада видоизменяется в портик с горизонтальным антаблементом – и вот простыми средствами достигнуто единственное в своем роде впечатление величественности, монументальности, триумфального объединения всех и вся в сердце христианского мира. Крылья колоннады, которые Бернини называл «руками», а их размах «материнскими обьятиями Церкви», состоят из четырех рядов колонн, то есть они как бы трехнефные, с расширенным средним нефом для процессий, что наводит на мысль о том, что Бернини шел от типологии базилики. Он как бы вернул ее обратно в город – ведь базилика возникла из колонной улицы с центральным проходом и двумя «тротуарами» по краям. Так он создал для своей площади необходимую ей систему прилегающих улиц, откуда ее можно рассматривать извне, но с близкого расстояния.

Вид площади перед базиликой около 1600 года. Офорт Антонио Темпеста

Этот глубокий портик стал для площади довольно сложным обрамлением (в античности обычно был один ряд колонн). Зато он создал возможности для подвижных соотношений, захватывающей игры пластической массы ордера и протекающего сквозь него пространства (подобно тому как пространство омывает гигантский балдахин в интерьере собора – берниниевское «глобальное» чувство пластики). При всей торжественности площади ордер Бернини на удивление спокоен и как бы нейтрален – монументальные тосканские колонны, ни триумфа коринфского ордера, ни героики дорического. Это его найденный городской масштаб, площадь демонстративно отличается от фасада собора, не принадлежит ему, она – urbi et orbi, как осеняющее ее пасхальное благословение папы, ради чего она, собственно, и задумывалась.

Рукав колоннады, примыкающий к папскому дворцу

То же касается и оптических эффектов. Действительно, навыки сценографа позволили Бернини за счет трапециевидного участка площади достичь эффекта визуального приближения фасада Сан-Пьетро, а используя форму овала, зрительно широко распахнуть площадь. Но на плане видно, что это трапеция, близкая к прямоугольнику, и овал, близкий к кругу, – это не уловки иллюзиониста, не то театральное сминание пространства, как в его же scala regia, лестнице папского дворца. Это что-то ровно противоположное по смыслу перспективным обманкам, скорее – род античных курватур, призванных не исказить, а наоборот, зрительно подправить форму, чтобы ничто не мешало ее идеальному восприятию. Ради этого Бернини не пожертвовал жесткой симметрией (что облегчило бы привязку ансамбля к другим городским объектам, как это было сделано в Герасе) и не поддался соблазну замкнуть площадь третьим фрагментом портика (проект 1667 года). Это самая совершенная площадь в мире, и размах ее божественных колоннад формует такое по качеству пространство, в какое может ввести только Святой Петр.

вверх

 Ответ

   
 

27.03.2005 XIII-MMV
Григорий Ревзин
Уникальность пространства

   

  Ответ / Архитектура как скульптура

   

27.03.2005 XIII-MMV
Григорий Ревзин
Болванка
Храм в Сегесте

   

27.03.2005 XIII-MMV
Владимир Седов
Фреза
Храм Венеры в Баальбеке

   

27.03.2005 XIII-MMV
Оксана Рудченко
Клещи
Площадь Сан-Пьетро в Риме

   

27.03.2005 XIII-MMV
Владимир Седов
Галтель
Церковь Сан-Карло у Четырех фонтанов

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна