приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Владимир Седов
Молдавский наворот
Собор Николая Чудотворца в Черновцах
X-MMIV - 26.04.2004

 

Епископская церковь в Куртя де Арджеш. Над притвором – «крученые» барабаны, ставшие знаком архитектуры Валахии XVI в., хотя впрямую почти никогда не воспроизводившиеся

Проследив эти сложнейшие исторические перипетии, по запутанности напоминающие балканские, мы понимаем, что интересующий нас Никольский собор является памятником румынской эпохи, продолжавшейся чуть более двадцати лет. Этот собор, значит, построен тогда же, когда возведены многочисленные виллы и небольшие доходные дома Черновцов, в которых не очень строгий функционализм сочетается с отдельными приемами ар деко. Но эти современные по тем временам дома с собором не сочетаются, поскольку он несет совсем другой заряд – национальной и конфессиональной стилизации.

Это не ранняя, еще эклектическая по сути и формальным приемам стилизация в духе Сакре-Кёр в Париже или Спаса на Крови в Петербурге, это уже попытка вжиться в образы и типы собственного, местного Средневековья, начать строить не только «как в Средневековье», но и просто «по-средневековому». Никольский собор в Черновцах – пример романтической стилизации эпохи модерна (немного, конечно, запоздалый пример, но такова была ситуация и таково политическое и культурное состояние Румынии), по своему характеру близкий к тому, что на древнерусском материале делал Щусев в Марфо-Мариинской обители и Почаевской лавре, а на финском – Сонк в Тампере и Гельсингфорсе. Перед нами сочинение на тему архитектуры княжества Валахия XVI–XVII веков (не Молдавии, а именно Валахии, где расположена столица Румынии Бухарест). В Черновцах подобную архитектуру демонстрирует еще одно здание: дом профессуры университета, воспроизводящий в романтическом ключе боярские резиденции Бухареста XVII-XVIII веков (наверное, его спроектировал тот же архитектор, что и собор, имя его неизвестно).

Никольский собор в Черновцах. 1927–1939 гг.
Вид с востока
Вид с запада

И собранный центрический объем собора с крестообразным решением внутреннего пространства, и пятиглавие, и П-образные хоры, и притворы на боковых фасадах и даже само «завивание» боковых барабанов – все находит аналогии в валашской архитектуре того периода, когда в Бухаресте и его окрестностях полунезависимые от Турции валашские господари мечтали о возрождении под своей эгидой Византийской империи и строили в поствизантийском духе соборы, монастыри и загородные резиденции. Архитектор, построивший собор в Черновцах, обращался к этим временам и этим формам как к источнику, как к заповеднику национальных форм.

Окна центрального барабана расположены прямо, вертикально, тогда как боковые как бы падают, так что на каждом фасаде образуются группы из двух малых барабанов, окна которых (а зрительно и сами «тела») закручиваются в разные стороны. Эти закрученные барабаны взяты почти буквально из прославленной постройки, Епископской церкви в селении Куртя де Арджеш, расположенном неподалеку от Бухареста. В Средние века для Валахии это селение было тем, чем для Московского государства были Успенский и Архангельский соборы Кремля и Троице-Сергиева Лавра вместе взятые. Тут располагалось несколько важных храмов, епископат и усыпальница валашских деспотов. Один из важнейших храмов, упомянутая Епископская церковь, был сооружен при известном своей твердой политикой деспоте Нягу Бесарабе (1512–1517), устроившем в нем усыпальницу. В этом величественном сооружении помимо собственно церковного нефа выделяется обширный притвор, где находятся погребения деспотов. Притвор освещают три световых барабана: один обычный и два «крученых».

«Витой» минарет османской мечети Уч-Серефели в Эдирне (Адрианополе). 1438–1447 гг.

Эти «крученые» барабаны храма в Куртя де Арджеш и были воспроизведены в Черновцах – из художественных и конфессионально-политических соображений. Только сам тип нового храма определил увеличение количества глав (в Валахии пятиглавые храмы были, но с «кручеными» малыми барабанами их не строили).

Путь из Валахии в Черновцы крученых форм понятен, но откуда они появились в одном-единственном храме Куртя де Арджеш?

Ответ на этот вопрос никак не получается простым. В византийской архитектуре крученые барабаны не встречаются. Крученые и витые колонны были, но как найти связь между ними и декором барабанов? Эта связь найдется, если постулировать, что крученая форма всегда форма вторичная (сначала будет нечто не закрученное, а затем уже появится нечто крученое), а значит, эта форма еще и всегда прихотлива, отклоняется от нормы в сторону избыточности и затейливости.

<<вернуться      далее>>

вверх

 Ответ

   
 

26.04.2004 X-MMIV
Григорий Ревзин
Имитация плоти

   

  Ответ / Спираль

   

26.04.2004 X-MMIV
Максим Атаянц
Римский ворот
Колонна Траяна

   

26.04.2004 X-MMIV
Владимир Седов
Мусульманский поворот
Минарет в Самарре

   

26.04.2004 X-MMIV
Артем Дежурко
Ватиканский изворот
Балдахин собора святого Петра в Риме

   

26.04.2004 X-MMIV
Владимир Седов
Молдавский наворот
Собор Николая Чудотворца в Черновцах

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна