приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Максим Атаянц
Римский ворот
Колонна Траяна
X-MMIV - 26.04.2004

 

Вид на основание колонны Траяна.
Реконструкция Уджери, начало XIX в.

По мере того как спиральные витки фриза поднимаются вверх по колонне, их высота возрастает от 0,9 до 1,2 м, компенсируя возникающие перспективные искажения, что, вместе с яркой раскраской, следы которой до сих пор сохранились в мраморе, призвано было сделать рельефы, особенно расположенные в верхней части ствола, более доступными для восприятия.

Итак, основная функция колонны Траяна – служить вертикальной доминантой окружающего открытого пространства, ориентиром в городской среде и нести на себе мемориальные рельефы, закрученные спиралью для удобства обозрения – по крайней мере, именно такому представлению отвечает большинство ее копий Нового времени.

Реконструкция плана императорских форумов. В левой части – форум Траяна, базилика Ульпия, храм Траяна и, между двух библиотек, колонна Траяна (выделена штриховкой)

Вопросы часто начинаются именно там, где все ясно. Обратимся опять к самому памятнику. Начнем с рельефов. Острота зрения образованного горожанина со времен античности вряд ли сильно изменилась, и увидеть подробности событий даже на середине высоты колонны тогда, как и сейчас, можно было, только очень сосредоточенно вглядываясь. Чтобы рассмотреть фриз от начала до конца, пришлось бы, все сильнее напрягая глаза, около часа ходить расширяющимися кругами, стараясь не споткнуться и не сбиться в счете витков. Это трудно вообразить сейчас, и это было совершенно невозможно, пока стояли на своих местах здания форума и колоннады перистиля окружали постамент, оставляя свободной лишь площадку размером 16 на 24 метра. По тем же причинам колонна не могла служить и ориентиром в городской среде – единственным местом за пределами форума, откуда ее было хорошо видно, был стометровый отрезок виа Лата в районе нынешней пьяцца Венеция, да еще, пожалуй, виа Бибератика при подходе к рынку Траяна.

Общий вид колонны Траяна, стоящей между поставленными вновь колоннами базилики Ульпия

Получается, что император, его зодчие и скульпторы, возводя колонну, преследовали цели, отличные от тех, которые казались нам очевидными.

<<вернуться      далее>>

вверх

 Ответ

   
 

26.04.2004 X-MMIV
Григорий Ревзин
Имитация плоти

   

  Ответ / Спираль

   

26.04.2004 X-MMIV
Максим Атаянц
Римский ворот
Колонна Траяна

   

26.04.2004 X-MMIV
Владимир Седов
Мусульманский поворот
Минарет в Самарре

   

26.04.2004 X-MMIV
Артем Дежурко
Ватиканский изворот
Балдахин собора святого Петра в Риме

   

26.04.2004 X-MMIV
Владимир Седов
Молдавский наворот
Собор Николая Чудотворца в Черновцах

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна