приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Сергей Ходнев
Вода—Отражения
Константинопольские цистерны
V-MMII - 06.11.2002

И в самом деле, архитектура цистерны своей сакральностью напоминает не столько стоящую неподалеку Айя Софию, сколько более сумрачный и таинственный интерьер Сан-Марко. А сакральность в ней читается совершенно отчетливо, вопреки абсолютно нейтральному функциональному предназначению. Аналогичных пространств светского характера от Византии не осталось. Был, конечно, Большой дворец в Константинополе, были также Влахернский и Вуколеонский дворцы, которые, если верить хронистам, включали не менее грандиозные парадные залы, но от них мало что сохранилось. Здесь парадность вроде бы не подразумевалась, более того, и разглядеть хоть что-либо в подробностях без электричества было невозможно. Тем не менее, строители пошли на то, чтобы колонны увенчать резными мраморными капителями. Мысль, если призадуматься, редкостной извращенности с античной точки зрения: резной мрамор, который так и просится на яркое солнце, да еще и биоморфная коринфская капитель со всей ее органичностью запрятаны в подземную тьму, которую присутствие воды делает, если можно так выразиться, еще более темной.

И вот здесь лежит та черта, которая уникальность цистерн как памятника византийского зодчества переводит в уникальность совершенно иного плана. Это случай, когда архитектура не просто работает с чистым первоэлементом (в данном случае водой), но и обращается к самому глубинному языку, языку уже не символов, а архетипов. Ведь не крестовые своды вызывают у посетителя почти физическое чувство сакральности, которое заставляет его двигаться по мосткам над водой по возможности молча, будто в боязни потревожить что-то. Здесь все пространство само по себе обретает то, что Юнг называл «нуминозностью» – способность непосредственно затрагивать бессознательное, вызывая у человека ощущение некоей неодолимой силы. Несмотря на электричество и «Весну» Вивальди, трудно отделаться от чувства, что ты, по ахматовскому выражению, уже миновал Лету и иною дышишь весной – вечной, печальной и бессолнечной весной античного Аида. Именно тамошние подземные реки, а не византийские горожанки, пришедшие по воду, возникают здесь перед глазами. Это симптоматично. «Flectere si nequeo superos, Acheronta movebo» – «Если небесных богов не склоню, Ахеронт всколыхну я». Эта цитата из Вергилия не случайно очутилась на обложке книги, приоткрывшей двадцатому веку «древней ужас» душевных глубин: «Толкование сновидений» Фрейда.

Детали колонн константинопольской цистерны Филоксена или Бин-Бир-Дирек («Тысяча и одна колонна») в Константинополе (Стамбуле)

Цистерны с исчерпывающей полнотой вобрали в себя весь тот неподъемный ассоциативный ряд, который в мифологии и психологии тянется за образом воды: вода – женское начало – нисхождение – тьма – смерть – иной мир. И опять неслучайной оказывается ассоциация с Венецией: ведь ее мифологизация в европейской литературе и искусстве последних веков тоже строится на сходной системе образов, что, кстати, и придает потусторонний характер иррациональному «венецианскому эросу». Общение с темной и влажной бездной, первобытным лоном, во мраке которого дремлют тайны мироздания – это не только мистериальное посвящение, но и психологическая метафора. И тут вновь появляется Асмодей. Посмотрим на Юстиниана: он и его супруга Феодора – вроде бы канонизированные Церковью святые. Но при этом страницы «Тайной истории» Прокопия Кесарийского, посвященные деятельности этой пары, рисуют ее оборотную сторону в таких красках, какие удивили бы даже маркиза де Сада: он – циничный и жестокий маньяк, она – бесчеловечная нимфоманка. И если главным архитектурным деянием Юстиниана-святого остается храм Софии, то его же инфернальная изнанка должна была также проявить себя в архитектуре. И она, безусловно, это сделала.

В средневековой христианской культуре персонификация города – это почти всегда женский образ, особенно если речь идет о столице. Как и Венеция, Константинополь, пускай и не имея каналов, тысячу лет был не менее царственной «Владычицей моря», суетной, блудной, кровожадной и сказочно богатой. Византийская столица – один из немногих городов, к которым на полном серьезе применяли апокалиптическое пророчество о вавилонской блуднице. И вряд ли безосновательно: помимо прочих текстуальных совпадений, «Жена»-Константинополь действительно «сидела на водах». Но если ее дневная, очевидная сторона – это «Великая Церковь» и залитый солнцем Понт, то теневая, глубинная (если угодно, подсознание города) – это призрачные колонны и недвижная вода Юстиниановой цистерны.

<<вернуться

вверх

 Ответ

   
 

06.11.2002 V-MMII
Григорий Ревзин
Особенности культа мистера Смита

   

  Ответ / Четыре стихии

   

06.11.2002 V-MMII
Владимир Седов
Воздух—Пространство. Площадь Вогезов

   

06.11.2002 V-MMII
Сергей Ходнев
Земля—Масса. Храм Геры в Пестуме

   

06.11.2002 V-MMII
Сергей Ходнев
Вода—Отражения. Константинопольские цистерны

   

06.11.2002 V-MMII
Сергей Ходнев
Огонь—Свет. Барочные фейерверки

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна