|
|
решетка: Смысл пространства
I.I.T. (Иллинойский технологический институт)
III-MMII - 18.02.2002
Иллинойский технологический институт
Конечной целью его экспериментов
была свободная планировка внутреннего
пространства, так называемый open space.
Свободно структурированное пространство интерьера без несущих внутренних стен
предлагалось им и для частных особняков,
и для многоэтажных домов, как, например,
проект Адамс Департмент Стор на
Фридрихштрассе 1928-1929 годов. Однако
свободная планировка в этих двух типах
зданий – частном одноэтажном и высотном
домах – была организована по-разному.
В первом случае это был горизонтальный
параллелепипед с нерасчлененным пространством без промежуточных опор в интерьере,
то есть здание-коробочка, в котором плоская
плита перекрытия подвешена к горизонтальным фермам «крыши».
Во втором случае
архитектор предлагал решетку из пересекающихся балок,
когда единое внутреннее
пространство собирается из равных по размеру ячеек,
заданных расстоянием между
внутренними опорами и объединенных
общими внешними стенами.
Краун-холл.
Южный
фасад, разрез и план
основного уровня
В берлинском периоде Миса ван дер Роэ
его многоэтажные проекты оставались большей частью неосуществленными главным
образом из-за нехватки средств. Тем не менее,
приступая в 1938 году к проектированию
Иллинойского технологического института,
архитектор избрал горизонтальный тип
конструкции, из вариаций которого (один
или несколько этажей)и составлен ансамбль.
Но действительно выдающимся достижением
было использование здесь «золотого сечения»,
или гармонического деления – по этому
антропометрическому принципу проект
рассчитан в обеих вертикальных проекциях.
Помимо гармонического деления фасадов
архитектор спроектировал и пространство
между зданиями, тот разрыв, gap, который
уже как бы и не относится непосредственно
к архитектуре. По существу, весь ансамбль
в плане представляет собой геометрически
правильную решетку, которая в трехмерном
измерении заполняется различными по
размеру, но соотнесенными друг
с другом единицами. Плоская решетка
в плане комплекса, включающая и незастроенные зоны,
не ощутима на первый взгляд.
Но она организует движение и фиксирует
важные узловые точки, незаметно наделяя
логикой свободное, на первый взгляд,
перемещение внутри ансамбля. Отсутствие
здесь смысловой доминанты, выделенного
центра, придает решетке, положенной на
землю, тотальный характер.
Предложенная Мисом схема – оазис упорядоченности и гармонии по отношению
к окружающему пространству, который
по логике развития должен быть расширен
в пределах города – страны – континента.
(Тут можно вспомнить аналогичные предложения,
выдвинутые Мондрианом относительно своих картин,
которые он объяснял как
фрагменты бесконечной поверхности.)
Капелла Иллинойского
технологического института.
1949 – 1952 гг.
Явное нежелание считаться с существующей архитектурной средой,
которое проявилось в этом проекте, доставляло и по сей
день доставляет немало проблем американским критикам,
пытающимся связать I.I.T.
с национальной традицией. Сам архитектор
открыто декларировал конфликт с Чикагской
школой: «Тот факт, что я живу в Чикаго,
не оказал на меня никакого воздействия.
Когда я впервые приехал сюда, я немедленно
отправился в общежитие института Армор
(впоследствии – Иллинойский технологический институт),
но, увидев его, почувствовал,
что должен просто развернуться и уйти».
(Из интервью Catharine Kuh – American
Buildings and Their Architects.Oxford
University press, New York,Oxford.
Vol.5, p.223).
Та конфронтационная позиция, которую
провоцирует «идеальный город» I..I.T. по
отношению к существующей урбанистической среде,
в какой-то мере предвосхищает
жаркие дискуссии, которыми сопровождались проекты «ситуационистов» в
1950-е
годы. Критики радикального архитектурного
модернизма, как, например, Поппер, утверждали неправомерность тотальной планировки (читай:
горизонтальной решетки в плане)
ввиду того, что человеческая личность сама
по себе представляет элемент вариативный
и «некондиционный». То есть – «планы,
которые чертятся на человеческом сообществе,
аморальны и неправомочны».
Иллинойский технологический институт – единственный случай подобной
оппозиции в творческой биографии Миса ван
дер Роэ американского периода. С начала
1950-х годов центральное место в его творчестве занимает иная конструкция,
та, с которой ныне принято отождествлять феномен
«мисовского» интернационального стиля –
высотный дом из стекла и металла. Скелетная
конструкция становится самой распространенной вплоть до конца 1970-х годов – даже
его работы над масштабными урбанистическими проектами,
как Торонто Доминион
Центр 1963 –1969 годов, ориентированы на
высотное строительство. Горизонтальное
зальное пространство в эти годы проектируется архитектором очень редко,
и каждый раз
несет в себе идею уникальности, как, например,
картинная галерея в Берлине – последний проект Миса ван дер Роэ.
Развитие и унификация скелетной схемы
знаменует собой утверждение вертикальной
пространственной решетки – своего рода
«лестницы в небо». Что означает выбор этого
типа конструкции, произведенный временем
и обществом?
Классический гуманизм с его ориентацией на отдельную личность,
следы которого
прослеживаются в горизонтальном архитектурном модуле,
теряет в случае с небоскребом
всякий смысл. Речь тут должна идти о макросистемах,
о законах больших чисел, не
принимающих в расчет индивидуальность
как таковую. С другой стороны, развернутость этой системы в сторону от земли,
парение решетки в пустом пространстве без
горизонтальных связей с аналогичными
вертикалями означает отсутствие всякого
намека на всеобщность или эксплицитность
у данной модели. Естественным образом
получается, что у нее узкий единичный вход
и нет демократичного распределения ячеек
(строгая этажная последовательность).
Подобную вертикальную структуру
можно определить как некую канализированную
специфичность, развернутую в сторону
от всеобщности – этот принцип применяется,
например, во многих системах обучения,
когда среднее всеобщее образование аннулируется в пользу очень ранней дифференциации детей по их способностям.
Очевидно,
что в таком случае горизонтальные связи между отдельными видами знания оказываются
впоследствии минимальными.
Жиль Делез сравнивал принцип действия машины капитализма с последовательным производством раскола (или шизофрении). Если представить себе территорию
страны, на каждом приватизированном участке которой возведена вертикальная высотная клетка,
не имеющая при этом контактов
с соседними постройками, это был бы
блестящий пример аналогичного шизофренического урбанизма.
Евгения Кикодзе
<< вернуться
вверх
|
|
|